petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Желание эллинов видеть Исуса Христа и беседа Господа по этому поводу

Автор: архиепископ Аверкий (Таушев)

После торжественного входа Господа в Иерусалим, вероятно, на другой же день, к апостолу Филиппу подошли эллины и просили его, говоря: Господин, нам хочется видеть Исуса. Эллины ― значит собственно греки, но так называли в Иудее всех вообще язычников. По-видимому, это были так называемые «прозелиты», то есть обращенные в иудейскую веру язычники. Филипп передал эту просьбу Андрею. Характерно, что Филипп и Андрей были единственные ученики Господа, которые носили греческие имена. В Десятиградии жило немало греков, а так как Филипп был родом из Вифсаиды Галилейской, то возможно, что к нему обратились именно греки, которые знали его. Обращение господин показывает, что эти эллины с особым почтением отнеслись к ученику столь знаменитого Учителя. Слова: Нам хочется видеть Исуса указывают не на простое любопытство, ибо видеть Его мог каждый, когда Он ходил по двору храма и учил. Очевидно, эти эллины искали большей близости к Господу, хотели говорить с Ним. Епископ Михаил (Лузин) высказывает предположение, что они хотели предложить Ему идти с проповедью в их страну, зная о злобе к Нему книжников и фарисеев, как это сделал, по преданию, эдесский царь Авгарь. Во всяком случае в этом выразилось стремление язычников приобщиться к открывающемуся Царству Христову ― это было первым предвестником обращения ко Христу всего языческого мира, как результат Его Крестных страданий ― искупительной жертвы за грехи всего человечества. Вот почему это обращение эллинов заставило Господа погрузиться мыслью в предстоящие Ему страдания и глубокую идею Креста Своего. Этим и объясняется то, что из уст Его излилась вдохновенная речь, которую приводит нам только один евангелист Иоанн.
Прииде час, да прославится Сын Человеческий. Какой это час? По отношению к Самому Христу ― это час Его Крестных страданий, смерти и воскресения, по отношению к князю мира сего диаволу ―  час его изгнания, по отношению к людям ― час их привлечения ко Христу, вознесенному на Крест. Господь называет себя здесь «Сыном Человеческим», указывая тем, что Ему придется понести страдания и смерть как человеку для того, чтобы войти в славу Свою как Богочеловеку и через это привлечь к Себе все человечество. Как в видимой природе смерть не всегда причина уничтожения, а бывает наоборот началом новой жизни, подобно пшеничному зерну, которое должно как бы умереть в земле, чтобы умножиться, так и Его смерть явится началом новой жизни, умножения последователей Царства Его на земле. Так и последователи Господа не должны бояться смерти («любить свою душу»), но, наоборот, должны для приобретения жизни вечной жертвовать своей земной жизнью. Человеческая природа Господа, однако, возмущается мыслью о предстоящих ей страшных страданиях: Ныне душа моя возмутися. Это начало той борьбы между человеческой и Божественной природой Христа, которая потом достигла своего наивысшего напряжения в Гефсиманском саду. Человеческая природа побуждает молиться: Отче, спаси Мя от часа сего, но Божественная природа сейчас же побеждает это смущение, побуждая молиться: Отче, прослави Имя Твое, то ессть «да совершится то, ради чего Я пришел на землю». В ответ Сам Отец Небесный подкрепил Своего Возлюбленного Сына на предстоящий Ему подвиг, возгремев с неба: И прославих, и паки прославлю, то есть, «прославив уже многочисленными делами, знамениями и чудесами, и вновь прославлю через предстоящиe скоро Крестные страдания, смерть и воскресение». Впечатление этого небесного голоса было неодинаково для слышавших, что объясняется неодинаковым духовным состоянием слышавших. Люди, не веровавшие во Христа, говорили, что это простой гром, другие ― что это Ангел говорил Ему. Господь, отвечая на эти ложные толки, поясняет, что этот голос был народа ради, то есть, чтобы все уверовали в Него, вразумились бы хотя бы в эти последние часы Его пребывания на земле, ибо наступает час суда над «князем мира сего» диаволом и изгнания его из душ человеческих. «Князем мира сего» диавол называется во многих местах Слова Божия, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ― то есть распятие Господа, а затем и последующее вознесение Его на небо повлечет за собой обращение к Господу всего человечества. Народ понял, что под «вознесением от земли» Господь разумеет Свою кончину, а потому выражает недоумение, кто же будет тогда царствовать на земле, ибо о Мессии было представление, как о земном царе, который будет царствовать на земле вечно. На это Господь увещевает их, чтобы они пользовались временем, пока Он ― Свет миру ― находится еще с ними и уверовали бы в Него, и отошел от них, вероятно, на гору Елеонскую или в Вифанию, где Он проводил ночи, уча днем во храме.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author