petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 32 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Рече́ же и́мъ Ису́съ, а́ще Бо́гъ Оте́цъ ва́шъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте у́бо Мене́, Азъ бо о́т­ Бога изыдо́хъ, и прiидо́хъ; не о Себѣ́ бо прiидо́хъ, но То́й Мя́ посла́; почто́ бесѣ́ды Мо­ея́ не разумѣ́ете? я́ко не мо́жете слы́шати словесе́ Мо­его́. Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их, как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: а́ще Бо́гъ Оте́цъ ва́шъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте у́бо Мене́ (если бы Бог был отцом вашим, то вы любили бы Меня). Ибо Я от Бога исшел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу. Почему вы не познаете речи Моей, не разумеете и не понимаете того, что Я говорю? Без сомнения, не по другому чему, как потому, что не можете слышать слова Моего, то есть не хотите. Ибо «не мочь» употребляется вместо «не хотеть». Доколе в вас живет зависть и убийственный замысел, как вы можете слушать, что Я говорю? Вы́ отца́ ва́­шего дiа́вола есте́, и по́хоти отца́ ва́­шего хо́щете твори́ти; о́нъ человѣко­убі́йца бѣ́ искони́, и во и́стинѣ не сто­и́тъ, я́ко нѣ́сть и́стины въ не́мъ; егда́ глаго́летъ лжу́, от­ сво­и́хъ глаго́летъ, я́ко ло́жъ е́сть, и оте́цъ лжи́. А́зъ же зане́ и́стину глаго́лю, не вѣ́руете Мнѣ́. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Сказал: вы не можете слушать слова моего, вместо: не хотите. Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как Отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но по́хоти, показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. О́нъ человѣко­убі́йца бѣ́ искони́ (он был человекоубийца от начала). Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. И во и́стинѣ не сто­и́тъ (он и в истине не устоял), но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например, на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром. Егда́ глаго́летъ лжу́, от­ сво­и́хъ глаго́летъ (когда он говорит ложь, говорит свое). Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь, как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги (Быт. 3, 5). А они (Адам и Ева) получили смерть. А Мне не верите, потому что Я говорю истину. Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи. Кто́ от­ ва́съ облича́етъ Мя́ о грѣсѣ́? а́ще ли и́стину глаго́лю, почто́ вы́ не вѣ́руете Мнѣ́? и́же е́сть о́т­ Бога, глаго́лы Бо́жiя послу́шаетъ. Сего́ ра́ди вы́ не послу́шаете, я́ко о́т­ Бога нѣ́сте. Отвѣща́ша иуде́е, и рѣ́ша Ему́, не до́брѣ ли мы́ глаго́лемъ, я́ко самаряни́нъ еси́ ты́, и бѣ́съ и́маши? Отвѣща́ Ису́съ, Азъ бѣ́са не и́мамъ, но чту́ Отца́ Мо­его́, и вы́ не чте́те Мене́. А́зъ же не ищу́ сла́вы Мо­ея́, е́сть Ищá и Судя́. Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. И́же е́сть о́т­ Бога, глаго́лы Бо́жiя послу́шаетъ. Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвещающего слова Божии. Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его самарянином, как нарушителя иудейских обычаев, например, субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. Когда же назвали Его самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: Азъ бѣ́са не и́мамъ, но чту́ Отца́ Мо­его́. Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть ищущий Моей славы, и не только ищущий, но и могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: е́сть Ищá и Судя́ (Ищущий и Судящий). Ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, а́ще кто́ сло́во Мое́ соблюде́тъ, сме́рти не и́мать ви́дѣти вó вѣкы. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Какое человеколюбие! Его обижают, а Он, искание Своей славы и отмщение предоставляя Отцу, обращается к увещанию и учению и таким образом благотворит тем, кои наносят Ему обиды. Так и мы должны платить своим врагам. Что же он сказал им? Аще кто́ сло́во Мое́ соблюде́тъ, то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни. Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более — Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако они живы в Боге. Что же говорят на это иудеи? Они считают Его за беснующегося, как будто бы Он от повреждения рассудка говорит какие-то странности. Умерли Авраам и пророки, которые слышали слова Божии, как же не умрут Твои слушатели? Теперь, говорят, мы истинно, то есть вполне и твердо, узнали, что Ты, говоря это, беснуешься.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author