petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие с толкованием (благовестное): от Иоанна 31 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Глаго́лаше же Ису́съ, къ вѣ́ровав­шымъ къ Нему́ иуде́омъ, а́ще вы́ пребу́дете въ словеси́ Мо­е́мъ, во­и́сти­ну ученицы́ Мо­и́ бу́дете, и разумѣ́ете и́стину, и и́стина свободи́тъ вы́. Что они не были верующими в точном смысле, это очевидно. Ибо Он к уверовавшим иудеям говорил: а́ще вы́ пребу́дете въ словеси́ Мо­е́мъ (если пребудете в слове Моем). Сим показывает, что хотя они уверовали, но поверхностно, и потому не останутся в вере. Обличая же их в этом, показывает, что Он знает сердца их и есть Бог. А как некоторые из прежних мнимых учеников Его удалились, посему к уверовавшим теперь Он говорит: хотя те удалились, но если вы пребудете в Моем слове и вере, то разумѣ́ете (познаете) и́стину, то есть Меня, ибо Азъ есмь истина (Ин. 14, 6). Ныне же вы не знаете истины, потому что закон, блюстителями которого вы себя почитаете, не есть истина, но образ и тень. Если познаете Меня, который истинен, то и́стина свободи́тъ вы́ (вас), то есть Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов. Как неверующим Он сказал, что умрете во гресехъ своихъ (Ин. 8, 21), так тем, которые пребудут в вере, обещает свободу от грехов. Ибо законные жертвы и окропления, как образы, не освобождали от грехов, а жертва духовная и истинная чрез веру и познание освобождает (от грехов) нас, которые уже не остаемся рабами, но соделываемся сынами Божиими. Отвѣща́ша и рѣ́ша Ему́, сѣ́мя Авраа́мле есмы́, и никому́же рабо́тахомъ николи́же; ка́ко Ты́ глаго́леши я́ко свобо́дни бу́дете? Отвѣща́ и́мъ Ису́съ: ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, я́ко вся́къ творя́и грѣ́хъ ра́бъ е́сть грѣху; ра́бъ же не пребыва́етъ въ дому́ вó вѣкы, сы́нъ пребыва́етъ вó вѣкы; а́ще у́бо Сы́нъ вы́ свободи́тъ, во­и́сти­ну свобо́дни бу́дете. Гордые иудеи опять привязываются к суетному благородству и с яростью говорят: сѣ́мя Авраа́мле есмы́ (мы семя Авраамово). Если и нужно им было негодовать, то на что-нибудь другое. Он сказал им: вы познаете истину. Посему им следовало бы сказать: что ж, разве ныне мы не знаем истины? Разве все предписания закона и наше познание ложны? Но они ни о чем таком не заботились: они беспокоятся о делах мирских, думая, что Он укоряет их в рабстве и низком происхождении. Сѣ́мя Авраа́мле есмы́. Нигде они не упоминают о своих достоинствах, но обращаются к отцам. Посему и Иоанн говорит им: не начинайте глаголати в себе, отца имамы Авраама (Мф. 3, 9). Говоря, что никому не были рабами, они явно лгали. Ибо каждый раз, как были пленяемы, они были в порабощении: у египтян, вавилонян и многих иных народов. Господь не обличает их во лжи. Его цель доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое, и от него может избавить один только Бог. Ибо отпущать грехи — дело одного только Бога. Посему говорит: вся́къ творя́и грѣ́хъ ра́бъ е́сть грѣху (всякий делающий грех есть раб греха), а посему и вы, поколику грешны, также рабы. На это они могли сказать, что хотя мы и подлежим такому рабству, но у нас есть жертвы, есть священники, которые очищают нас от грехов. Он говорит, что и они рабы, потому что все грешили, и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Впрочем, священники ваши, будучи сами рабами, не имеют власти другим прощать грехи. Об этом яснее говорит апостол Павел, именно, что священник должен приносить жертву и за самого себя, как за народ, потому что и сам обложен немощами (Евр. 5, 2, 3). Рабъ, говорит, не пребыва́етъ въ дому́, то есть не имеет власти дарить что-нибудь, так как он не господин дому, а сын — господин дому и пребывает в доме. Домом называет власть, подобно как в другом месте именует домом начальство, говоря, что въ дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). Итак, те священники ваши, будучи рабами, не имели власти прощать грехи. А Я, Сын, пребывающий в дому, то есть имеющий власть и самостоятельное начальство, Владыка дома, одарю вас свободою, потому что все — Мое, и Я единосилен и единовластен с Отцом. Когда Я вас освобожу, тогда вы будете почтены истинною свободою. Теперь вы присвояете себе ложную свободу, а Мною будете освобождены существенно и истинно. Вѣ́мъ я́ко сѣ́мя Авраа́мле есте́, но и́щете Мене́ уби́ти, я́ко сло́во Мое́ не вмѣща́ет­ся въ вы́. А́зъ е́же ви́дѣхъ у Отца́ Мо­его́, глаго́лю; и вы́ у́бо, е́же ви́дѣсте у отца́ ва́­шего, творите́. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Вы, говорит, считаете себя семенем Авраамовым. Я согласен с тем, что вы сохраняете плотское родство с этим святым, но у вас нет с ним родства по духу. Он праведен, человеколюбив и странноприимен, а вы (умалчиваю уже о прочих сторонах вашей жизни, а выставлю самое явное, что вы теперь делаете) дышите убийством и ненавистью к людям. Ибо вы ищете убить Меня и злоумышляете против Меня. Как же вы истинные его дети, когда так далеки от свойств отца? Если хвалитесь сродством, то должны подражать и добродетели его. Чтобы не сказали, что мы справедливо ищем убить тебя, Он выставляет причину. Вы, говорит, беснуетесь против Меня не за другое что, как за то, что слово Мое превышает ваше разумение и не вмещается в вас. Между тем за это нужно было бы не убивать, а уважать и почитать, и сильнее желать, чтобы Я научил высоте догматов. Чтобы опять не сказали Ему, что мы и за слово Твое справедливо ненавидим Тебя, потому что Ты говоришь нам не от Бога, а от Самого Себя, и потому мы не можем принять Твоего учения, — Он прибавляет: Я говорю не Сам от Себя, но говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Я, говорит, возвещаю божественное и небесное и тем являю Отца Моего, а вы своими делами являете отца вашего, то есть диавола. Когда слышишь сии слова: А́зъ е́же ви́дѣхъ… глаго́лю, то не думай о телесном видении, но разумей знание естественное, истинное и самое верное. Как глаза, здраво видящие дело и истину, видят истинно и не обманываются, так и Я истинно говорю то, что узнал от Отца. Отвѣща́ша и рѣ́ша Ему́, оте́цъ на́шъ Авраа́мъ е́сть. Глаго́ла и́мъ Ису́съ, а́ще ча́да Авраа́мля бы́сте бы́ли, дѣ́ла Авраа́мля бы́сте твори́ли; ны́нѣ же и́щете Мене́ уби́ти, Человѣ́ка, Иже и́стину ва́мъ глаго́лахъ, я́же слы́шахъ о́т­ Бога; сего́ Авраа́мъ нѣ́сть сотвори́лъ; вы́ творите́ дѣ́ла отца́ ва́­шего. Рѣ́ша же ему́, мы́ от­ любо­дѣя́нiя нѣ́смы рожде́ни, еди́ного Отца́ и́мамы Бо́га. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Исус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Он выставляет отцом их диавола, потому что в делах их видит подобными ему; а они постоянно выставляют Авраама. Господь часто напоминает об их преступном намерении и отрицает родство их с праведником для того, чтобы пресечь лишнюю хвастливость их и убедить, что надежду нужно полагать не в суетной гордости плотским сродством, а в сходстве произволения. Поистине, как врач душ, Он утишает в них воспаление, происходящее от мечтания о сродстве с Авраамом и препятствующее им придти ко Христу, ибо они сродство это считали достаточным для своего спасения. Итак, вы, дышащие убийством и ищущие умертвить Меня, не дети Авраама. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал, что справедливо ищут убить Тебя, Он говорит: Я — Человек, не восстающий против Бога, не ищущий Своей славы, но говорящий то, что Я слышал от Отца Моего, и сказывающий истину. Какая же это была истина? Та, что Он равен Отцу и не раб, как один из пророков, но Сын, не делающий и не говорящий ничего от Себя, но все от Отца. Ибо за это они искали убить Его. А они опять говорят: мы́ от­ любо­дѣя́нiя нѣ́смы рожде́ни, еди́ного Отца́ и́мамы Бо́га. Смотри, какая надменность! Господь отрицает родство их и с Авраамом, а они до того тщеславны, что в безумии сами себя называют детьми Самого Бога. Они хвалятся сыновством Божиим, вероятно, потому, что слышали слова: сынъ Мой первенецъ Израиль (Исх. 4, 22). Но они должны были знать, что Бог говорил и в другом месте: сыны родихъ и вознесохъ (возвысил), сiи же отвергошася Мене (Ис. 1, 2). Господь мог бы обличить их в том, что многие из них рождены от любодеяния, так как вопреки закону жены еврейские вступали в связи с язычниками, а языческие жены с иудеями; однакож Он не делает этого. Ибо Он не о том заботился, чтобы доказать неблагородство их телесное, но главным образом хотел доказать, что они низки по душе. Рече́ же и́мъ Ису́съ, а́ще Бо́гъ Оте́цъ ва́шъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте у́бо Мене́. А́зъ бо о́т­ Бога изыдо́хъ, и прiидо́хъ. Не о Себѣ́ бо прiидо́хъ, но То́й Мя́ посла́. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их, как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: а́ще Бо́гъ Оте́цъ ва́шъ бы бы́лъ, люби́ли бы́сте у́бо Мене́. Ибо Я от Бога исшел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author