petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Суббота 4-й седмицы по Пасхе Ин. 31 зач., 8, 31‒42

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Великое нам нужно терпение, возлюбленные! А терпение бывает тогда, когда в нас глубоко укоренены догматы. Подлинно, как дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, никто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения. Об этом-то и пророк молится говоря: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Так и ты пригвозди себя и прикрепи, как бы гвоздем, глубоко вонзенным. Как с трудом можно овладеть человеком пригвожденным, так напротив легко взять и нетрудно ниспровергнуть непригвожденного. Вот это и случилось в то время с иудеями: они и слушали, и уверовали, и опять совратились… Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: аще пребудете; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому, что не были твердыми в вере. В самом деле, мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (Ин. 6, 66). Уразумеете истину, то есть Меня, потому что Аз есмь истина (Ин. 14, 6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня, и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: во гресех ваших умрете (Ин. 8, 24), так и этим сказал: свободит вы. Не сказал: Я избавлю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это… Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они ― рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: всяк творяи грех, раб есть греху (ст. 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства. Раб же не пребывает в дому… сын пребывает вó векы (ст. 35). И здесь Он незаметно ниспровергает постановления закона, указывая на прежние времена. Чтобы они не ссылались (на закон) и не говорили: мы имеем жертвы, предписанные Моисеем; они могут нас освободить, ― для этого Он и присовокупил те слова. Иначе, какую последовательность имели бы слова Его? Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3, 23‒24), даже сами священники. Поэтому и Павел говорит о священнике, что он должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи, понеже и той немощию обложен есть (Евр. 5, 3, 2). Вот это и выражается словами: раб не пребывает в дому. А сверх того здесь Христос показывает и равночестность Свою с Отцом и различие между свободным и рабом. Приточное изречение имеет именно этот смысл, то есть что раб не имеет власти, что и означается словом: не пребывает. Но для чего Он, говоря о грехах, упомянул о доме? Чтобы показать, что как хозяин над домом, так Он властвует над всем. Выражение не пребывает значит «не имеет власти раздавать даров, так как он не домовладыка». А сын ― домовладыка; это и означают слова: пребывает во векы, по переносному от вещей человеческих выражению. Чтобы не сказали: Ты кто? Он как бы так говорит: все ― Мое, потому что Я ― Сын и пребываю в доме Отца, ― называя домом власть. Так Он и в другом месте называет начальство домом Отца: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). Так как речь была о свободе и рабстве, то Он справедливо употребил такое переносное выражение, говоря, что они не имели власти отпускать (грехи). Аще убо Сын вы свободит (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, ― как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? Аще Сын вы свободит, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяи. Кто осуждаяи? (Рим. 8, 33‒34) Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее ― рабы, Он тотчас присовокупил: воистину свободни будете (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода не истинная… И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: яко слово Мое не вмещается в вы, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало. Напротив ― еще более почитать и уважать, чтобы научиться.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author