petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Непрестанно молитесь

Автор: Владимир Басенков

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг суточного богослужебного круга. Однако предстоять в молитве в церкви или дома перед образом по понятным причинам могли лишь единицы из иноков-подвижников. Выход был найден: символический русский ум переработал опыт восточных отцов и создал лестовку ― знаменитое отечественное приспособление для непрестанной молитвы. В «Цветнике» священноинока Дорофея есть слова: «Моление непрестанное, молитва Исусова и другие духовные подвиги достойней всех земных вещей, дел и умствований». В наши дни сложилось ошибочное мнение, что Исусова молитва есть удел лишь священников и монахов. Но это не так. Мы все призваны к постоянному диалогу с Богом, потому нам требуются совершенные инструменты, проверенные временем и христианскими подвижниками. Исусова молитва держит нас на плаву в океане мирской суеты, не дает впасть в отчаяние, дает воодушевление, приводит в разум раздергивающийся на пустое мозг. Молитва Исусова: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную) ― имеет прообразы в Евангелии. Так, слепой Вартимей по выходе Иисуса из Иерихона кричал: Исус, Сын Давыдов! Помилуй меня (Мк. 10, 47). Появление Исусовой молитвы относят к наставлениям Макария Египетского (IV век). И в Византии, и на Руси совершение этой молитвы считалось необходимым для христианина, будь то епископ или мирянин. За время существования Церкви Христовой написано довольно трактатов и пояснений об этом «источнике благодати». Но нужно отметить, что Исусова молитва требует внимания, рассудительности, благоговения и покаяния, то есть серьезного подхода. Поскольку мы являемся существами телесными, нам нужны физические и материальные выражения нашей веры: храмы, иконы, книги, молитвенные предметы. Для совершения Исусовой молитвы (и не только) в незапамятные времена была придумана вервица. Установил эту праматерь русских четок св. Василий Великий. На Руси она превратилась в лестовку, обросла назидательным символизмом и дошла до наших дней.

Слово «лестовка» является уменьшительным от «лестницы». Такое название русские четки получили из-за своего внешнего вида. Лестовка представляет собой зашитые в кожу бобочки (березовые округлые дощечки), которые напоминают гибкую лестницу. Молитвенный предмет начинается и замыкается четырьмя сшитыми друг с другом с двух сторон треугольниками ― лапостками (лепестками). Они символизируют четырех евангелистов и единство их учения. Треугольная форма установлена в честь Пресвятой Троицы. Внутри лапостков, словно в маленьком колокольчике, на «языке» нашиты 7 передвижек, по числу церковных таинств. Они используются для отсчета количества «пройденных» лестовок. Лестовку принято держать в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а передвигать ― большим пальцем. На первых трех ступенях-бобочках читается молитва «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с поясным поклоном. Затем следует свободное пространство, именуемое «землей». В этом месте молящийся произносит «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А затем переходит к бобочкам с Исусовой молитвой. Стоит отметить, что мастера при изготовлении лестовок, как правило, вставляют в ступени маленькую бумажку с написанной на ней от руки Исусовой молитвой. Перед молящимся ― 12 молитв Исусовых. Их рекомендуется совершать с земным поклоном (если молитва совершается перед образом, о чем позже). Этот «ряд» символизирует 12 апостолов, «которые со Христом по земле ходили». Затем молящегося ожидает «великая» ступень с молитвой «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» и земным же поклоном. И вновь ― Исусова молитва с поясными поклонами, 38 раз. Здесь «лесвичное богословие» напоминает нам, что «Богородица 38 недель Христа во чреве носила». Затем следует вторая «великая» ступень ― «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». После этой молитвы с поясными поклонами еще 33 ― Христос 33 года «по земле ходил». «Великая» «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си» и 17 молитв Исусовых с земным поклоном напоминают нам о количестве ветхозаветных пророчеств о Христе. Мы оказываемся на свободном месте, называемом «небо», творим молитву Слава, И ныне, трижды «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». Вот и закончилась лестовка. По ее окончании читается 3 раза «Господи, помилуй» и Слава, и Ныне. Кому-то эта схема может показаться сложной, но она очень быстро осваивается, и, как станет понятно позже, лестовка применима в самых разных ситуациях, в том числе и на богослужении. Например, первые 12 ступеней до большой или от той же первой «великой» до второй (40) очень помогают не загибать пальцы во время положенных на службе «Господи, помилуй», а перебирать лестовку пальцами и сосредоточиться на молитве. Для кого-то символизм лестовки иногда кажется диким и излишним. Но чтобы понять, зачем он, стоит вспомнить, что лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство ― хорошее напоминание для христианина. Кстати, с лестовкой на многих иконах изображается прп. Серафим Саровский, а совсем недавно производством русских четок довольно серьезно занялись на Валааме. В «Уставе о домашней молитве» довольно подробно предложено по немощи, неграмотности или обстоятельствам, приведшим к отсутствию в храме на службе, заменить весь богослужебный круг чтением молитв по лестовке. И здесь также есть вариации: без поклонов (что предполагает и молитву во время делания каких-то дел и просто физических перемещений в пространстве), с поклонами и в самом упрощенном варианте для больных людей. Обратимся к уставным указаниям.
Правило молитвы по лестовке без поклонов:
За полунощницу: шестьсот молитв.
За утреню: полторы тысящи.
За часы без почасия: одну тысячу; с почасием: полторы тысячи.
За вечерню: шестьсот.
За великий немифон: семьсот.
За малую павечерницу: четыреста.
И с поклонами:
За вечерню: триста поклонов.
За немифон: триста поклонов.
За павечерницу: двести поклонов.
За полунощницу: триста поклонов.
За утреню: семь сот поклонов.
За первый час: сто пятьдесят поклонов.
За часы: пятьсот поклонов; за часы с почасием: семьсот пятьдесят поклонов.
Несмотря на то, что выше мы рассматривали варианты с земными и поясными поклонами, устав говорит, что все поклоны ― поясные. Добавление земных «подвигов» ― на усмотрение молящегося. На 38 и 33 ступенях также могли добавлять молитвы Богородице и другим святым, на усмотрение молящихся. Или всем сразу: «Святии вси, молите Бога о мне, грешнем».
Есть и совсем облегченные правила:
За вечерню: двести поклонов.
За павечерницу: сто поклонов.
За полунощницу: двести поклонов.
За утреню: четыреста поклонов.
За первый час: сто поклонов.
За часы: триста поклонов.
И при самой «крайней нужде» (болезнь, время, иные обстоятельства):
За вечерню: сто поклонов.
За павечерницу: пятьдесят поклонов.
За утреню: двести поклонов.
За первый час: пятьдесят поклонов.
За часы: двести поклонов.
Лестовкой можно было заменить чтение Псалтыря. Вновь обратимся к уставу.
За весь псалтырь: шесть тысяч молитв Исусовых.
За кафизму: триста молитв.
За славу: сто молитв.
Отдельно стоило бы сказать о древнерусской практике подготовке к Причастию с помощью лестовки. Из Византии на Русь пришел обычай редкого причащения. Скорее всего, это было связано с высоким уровнем благочестия… и трудной подготовкой. Желающему причаститься надлежало говеть неделю (!) и читать Правильные каноны. В их отсутствие предлагалось ежедневно молиться 10 лестовок, причем 3 из них ― полностью с земными поклонами. По немощи разрешалось сокращать их количество до 7. Однако даже это нам, современникам, далеко не всем сегодня будет под силу.
Как видим, на Руси (а сегодня в среде старообрядцев, единоверцев и ряда православных христиан) лестовка при своей компактности становится поистине универсальным «молитвенным щитом». Изготовить «орудие против супостатов» можно самостоятельно, все материалы находятся в свободном доступе.
Великий пост ― прекрасное время для погружения в чистые воды молитвы. Святые отцы называют молитву делом дел, а для нас она становится «хлебом насущным», без которого просто невозможно представить христианина. Традиция молитвы по лестовке в наши дни начинает возрождаться, и, будем надеяться, станет полезной и нам, современным христианам.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author