petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие дня с толкованием благовестное от Иоанна, зачало 24 (Ин., 6, 56‒69)




Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 6, 48‒54) начинается на 38-й минуте шестого часа записи (5:37:10). Текст евангельского зачала (23 зач.) и толкования: Речé Господь ко пришедшимъ къ Нему iюдеомъ, яды́и Мою́ Пло́ть, и пiя́и Мою́ Кро́вь, во Мнѣ́ пребыва́етъ, и Азъ въ не́мъ. Я́коже посла́ мя живы́и Оте́цъ, и Азъ живу́ Отца́ ра́ди. И яды́и Мя́, и то́й жи́въ бу́детъ Мене́ ра́ди. Се́й е́сть хлѣ́бъ сше́дыи съ небесе́, не я́коже ядо́ша отцы́ ва́ши ма́н­ну, и умро́ша, яды́и хлѣ́бъ се́й, жи́въ бу́детъ вóвѣки. Здесь мы научаемся Таинству причащения. Ядущий и пиющий Плоть и Кровь Господа пребывает (букв. остается) в Самом Господе, и Господь в нем. Странное и непостижимое бывает соединение, так что Бог пребывает в нас, а мы в Боге. Не страшное слышишь ты учение. Мы вкушаем не Самого Бога, ибо Он неосязаем и безтелесен, и необъятен ни для глаз, ни для зубов; ни опять вкушаем плоть простого человека, ибо она не может принесть никакой пользы. Но как Бог неизреченным смешением соединил Сам с Собою плоть, то и плоть животворит не потому, будто пременилась в естество Божие, — нет, но по подобию раскаленного железа, которое и остается железом, и обнаруживает силу огня. Так и плоть Господня, пребывая плотию, животворит, как плоть Бога Слова. Как Азъ, говорит, живу́ Отца́ ра́ди (из-за или через Отца, Отцом), то есть потому, что родился от Отца, Который есть Жизнь, так и яды́и Мя́, и то́й жи́въ бу́детъ Мене́ ра́ди (из-за или через Меня, Мною), соединившись и как бы претворившись в Меня, могущего животворить. Когда же слышишь, что Азъ живу́, не думай, что Он живет по причастию жизни. Иначе Богом называлось бы животное. Но нет! Ибо ни животное не называется Богом, ни сотворенное Жизнию. Часто повторяет слова: ядо́ша отцы́ ва́ши ма́н­ну в пустыне для того, чтобы убедить слушателей, что если можно было питаться людям без жатвы и сеяния в течение сорока лет и жизнь их поддерживалась, тем более ныне Господь подкрепит нашу разумную жизнь лучшим хлебом, Плотию Своею, образовавшеюся из земли — Девы, без сеяния — мужа. Везде упоминает о жизни, и часто приводит это имя, потому что ничто так не приятно людям, как жизнь. Впрочем, ты можешь есть Плоть и пить Кровь Владыки не только в Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть есть тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть — неудобоварима, как и деятельность — многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питье, как и питье легче, чем пища. Сiя́ рече́ на со́нмищи учá въ Капернау́мѣ. Мно́зи у́бо слы́шав­ше от­ учени́къ Его́, рѣ́ша, жéстоко е́сть сло́во се́, и кто́ мо́жетъ его́ послу́шати? Вѣ́дыи же Iсу́съ въ Cебѣ́, я́ко ро́пщутъ о се́мъ ученицы́ Eго́, рече́ и́мъ, се́ ли вы́ блазни́тъ (соблазняет, σκανδαλίζει, отвращает)? а́ще у́бо у́зрите Сы́на Человѣ́ческаго восходя́ща, идѣ́же бѣ́ пре́жде (где Он был раньше)? Для чего Он учил в синагоге? Частию для того, чтобы привлечь больше людей, частию для того, чтобы показать, что Он не противник закону, читаемому в синагогах. Почему же Он произносил пред народом такие речи, когда знал, что никто не получит от них пользы, а многие даже соблазнятся? Ибо ученики Его, услышав их, говорили: жéстоко е́сть сло́во се́, и кто́ мо́жетъ его́ послу́шати? Какая же польза от сих слов? Очень большая и важная. Они постоянно упоминали о телесной пище и выставляли на вид манну. Показывая им, что все это было образами и тенью, а что Он ныне говорит, то истина, — говорит сие и упоминает о духовной пище для того, чтобы убедить их сколько-нибудь отклониться от чувственного и оставить образы и тень, а устремиться к истине. Но они, не будучи в силах понять ничего сверхъестественного, не улучшаются, а даже отвращаются, и говорят: жéстоко е́сть сло́во се́, то есть сурово, неудобоприемлемо. Ибо кто, будучи плотян, может принять духовную пищу — хлеб, сходящий с небесе, плоть вкушаемую? Когда же слышишь, что ученики отстали (отступили) от Него, не понимай этого об истинных учениках, но о тех, которые следовали за Ним в ряду учеников и одним только видом показывали, будто учатся от Него. Ибо и между учениками были некоторые, которые, по сравнении с народом, назывались учениками Его, потому что проводили при Нем времени более, чем народ, но в сравнении с истинными учениками Его не стоили ничего, так как верили Ему на время и, так сказать, от холодной горячности. Смотри, какое неразумие. Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности. Слыша о плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами. Но мы, понимающие это в духовном смысле, не только не плотоядцы, а даже освещаемся такою пищею. Желая показать им, что от Него, как Бога, нимало не укрываются сердечные их помыслы, говорит: се́ ли вы́ блазни́тъ? а́ще у́бо у́зрите Меня, по виду Сы́на Человѣ́ческаго восходя́ща, идѣ́же бѣ́ пре́жде, как Бог? Ибо один и Тот же восходит, как Человек, туда, где был прежде как Бог. Сказал сие для того, чтобы отвлечь их от мнения о Нем, как сыне Иосифовом. Ибо кто поверил, что Он прежде был на небе, тот, без сомнения, поверит, что Он и сын не Иосифов, а Божий, а наконец поверит и речам Его. Слыша, что Сын Человеческий был прежде на небе, не думай, что тело низошло с неба (так пустословят ересеначальники Маркелл и Апполинарий), но как один и Тот же был Сын Человеческий и Бог Слово, то, как мы сказали, говорится, что Он восходит, как Человек, туда, где был прежде как Бог. Ду́хъ е́сть, И́же оживля́етъ (Оживляющий, ζῳοποιοῦν), пло́ть не по́льзуетъ ничто́же (не приносит пользу ни в чём). Глаго́лы, я́же А́зъ глаго́лахъ ва́мъ, ду́хъ су́ть, и живо́тъ су́ть. Но су́ть от­ ва́съ нѣ́цыи, и́же не вѣ́руютъ. Вѣ́дяше бо искони́ (ἐξ ἀρχῆς, с начала) Iсу́съ, кто су́ть невѣ́ру­ю­щiи, и кто́ е́сть предая́и (παραδώσων, намеревающийся предать) Его́. Они понимали слова Христовы по плотскому, как мы часто говорили, и соблазнялись. Посему Он говорит, что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, то есть плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, духъ суть, то есть духовны, и живо́тъ (жизнь) су́ть, не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную. Проявляя свойство Божества, именно открывая сокровенное, говорит им, что нѣ́цыи (некоторые) от­ ва́съ (из вас) не вѣ́руютъ; сказав нѣ́цыи, исключил учеников. И евангелист, желая показать нам, что Он знал все прежде устроения мира, говорит, что Исус от начала знал, кто суть неверующие, знал и злобу предателя. А это было доказательством истинного Божества. Ибо пророк говорит о Боге: свѣ́дыи (ведающий) вся́ пре́жде бытiя́ и́хъ (Дан. 13, 42). И глаго́лаше, сего́ ра́ди рѣ́хъ (из-за этого Я сказал)) ва́мъ, я́ко никто́же мо́жетъ прiити́ ко Мнѣ́, а́ще не бу́детъ ему́ дано́ от­ Отца́ Мо­его́. От сего́ [времени] мно́зи от­ учени́къ Его́ идо́ша вспя́ть (ушли назад, то есть отошли от Него), и ктому́ (уже) не хожда́ху съ Ни́мъ. Рече́ же Iсу́съ обѣма на́­де­ся­те, еда́ и вы́ хо́щете ити́ (не хотите ли, не желаете ли и вы отойти)? Часто мы говорили, что когда слышишь, что Отец дает веру в Сына, не думай, что одним Отец благотворит, а другим нет, по жребию, ибо это свойственно неправедному, но так понимай, что Отец благодетельствует и дает дар веры тем, у которых есть произволение. Ибо не имеющий произволения не получит пользы и от помощи Божией. Объяснюсь. Бог дает всем Свои дары. Одни принимают и хорошо употребляют данное, и, сохраняя оное показывают дар Божий. А другие принимают, но теряют данное и оказываются ничего не получившими. Итак, когда евангелист говорит, что кому не будет дано от Отца, тот не может придти к Сыну, то слова его значат, что приходит к Сыну тот, кому дает Отец и кто сохранит поданный ему от Бога дар. Мно́зи от­ учени́къ Его́ идо́ша вспя́ть; то есть, отделившись от Него, не пошли к лучшему, но возвратились назад, то есть к неверию. Ибо, поистине, кто отделяется от Христа, отходит назад, а кто, подобно Павлу, прилепляется к Господу (см.: 1 Кор. 6, 17), тот постоянно простирается вперед (см.: Флп. 3, 13). Он же, показывая, что не нуждается ни в ком и ни в служении или попечении от них, говорит им: еда́ и вы́ хо́щете ити́ (не хотите ли и вы отойти)? Почему, напротив, Он не похвалил двенадцать учеников за то, что они не отошли вместе с прочими? С одной стороны, чтобы сохранить достоинство Учителя, а с другой — показать и нам, что таким образом можно еще более привлечь. Ибо если бы Он похвалил, то они, быть может, испытали бы нечто человеческое и возгордились, думая, что своим последованием за Ним одолжают Его. А показывая, что не нуждается в их следовании за Ним, Он более мог удержать их, как более благодетельствуемых, чем благодетельствующих, и получающих благодать, а не дающих. Примечай, как благоразумно Он выразился. Не сказал: отойдите, ибо это значило бы отталкивать, но спрашивает: еда́… и вы хо́щете ити́ (не хотите ли отойти)? Таким образом предоставляет полную свободу следовать или нет, показывая, что Он хочет, чтобы следовали за Ним не из стыда пред Ним, но по сознанию, что за последование получат благодать. Отвѣща́ у́бо Eму́ Си́монъ Пе́тръ, Го́споди, къ кому́ и́демъ? Глаго́лы живота́ вѣ́чнаго и́маши, и мы́ вѣ́ровахомъ, и позна́хомъ, я́ко Ты́ еси́ Христо́съ, Сы́нъ Бо́га Жива́го. Петр, имея нежную любовь к Нему и к братьям, отвечает за весь лик апостолов. Он не сказал: «Господи! к кому я пойду»? и: «я познал и уверовал», но: къ кому́ и́демъ (к кому пойдем)? и проч. Говорит, что Господь имеет глаголы вечной жизни, потому что слышал, как Он говорил: верующего в Меня Я воскрешу, и он будет иметь жизнь вечную. Ибо они уже приняли истину воскресения и все учение. Посему причиною соблазна были не слова Христовы, но невнимательность, нерадение и неблагодарность слушателей. Ибо и сии двенадцать слышали то же, и однако же не соблазнились, но пребыли верны (не блажняхуся, но пребыша непоколѣбими в вѣ́рѣ яже ко Учителю).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author