petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Суббота 3-й седмицы по Пасхе Ин, 52 зач., 15, 17 ‒ 16, 2

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Сѝ заповѣ́даю ва́мъ, да любѝте дру́гъ дру́га. А́ще мíръ ва́съ ненави́дитъ, вѣ́дите, я́ко Мене́ пре́жде ва́съ воз­ненави́дѣ. А́ще óт­ мiра бы́сте бы́ли, мíръ у́бо свое́ люби́лъ бы́. Я́коже óт­ мiра нѣ́сте, но А́зъ избра́хъ вы́ óт­ мiра, сего́ ра́ди ненави́дитъ ва́съ мíръ. Помина́йте сло́во, е́же Азъ рѣ́хъ ва́мъ, нѣ́сть ра́бъ бо́лiи го́спода сво­его́; а́ще Мене́ изгна́ша, и ва́съ ижену́тъ; а́ще сло́во мое́ соблюдо́ша, и ва́­ше соблюду́тъ. Но сiя́ вся́ творя́тъ ва́мъ зá имя Мое́, я́ко не вѣ́дятъ Посла́в­шаго Мя́. А́ще не бы́хъ прише́лъ и глаго́лалъ и́мъ, грѣха́ не бы́ша имѣ́ли; ны́нѣ же вины́ не и́мутъ о грѣсѣ́ сво­е́мъ; ненави́дяи Мене́, и Отца́ Мо­его́ ненави́дитъ. Аще дѣ́лъ не бы́хъ сотвори́лъ въ ни́хъ, и́хже и́нъ никто́же сотвори́, грѣха́ не бы́ша имѣ́ли. Ны́нѣ же и ви́дѣша, и воз­ненави́дѣша Мене́, и Отца́ Мо­его́; но да сбу́дет­ся сло́во пи́саное въ зако́нѣ и́хъ, я́ко воз­ненави́дѣша Мя́ ту́не. Егда́ же прiи́детъ Утѣ́шитель, Его́же Азъ послю́ ва́мъ от­ Отца́, Ду́хъ Истинныи, И́же от­ Отца́ исхо́дитъ, То́й свидѣ́тельст­вуетъ о Мнѣ́. И вы́ же свидѣ́тельст­вуете, я́ко искони́ со мно́ю есте́. Сiя́ глаго́лахъ ва́мъ, да не соблазнитéся. От со́нмищъ иждену́тъ вы́. Но прiи́детъ ча́съ, да вся́къ и́же убiе́тъ вы́, мни́т­ся слу́жбу приноси́ти Бо́гу. За всякое доброе дело тогда бывает награда, когда оно приходит к надлежащему концу; если же оно прервется, не достигнув конца, то уже бывает кораблекрушение. И как корабль, везущий богатый груз, если не успеет войти в пристань, а потонет в средине моря, не получает никакой пользы от долгого плавания, а напротив, тем бывает несчастнее, чем больше понес трудов, так точно и души, которые падают прежде конца трудов и ослабевают среди подвигов.
Потому и Павел сказал, что слава, честь и мир будут уделом тех, которые текут по терпенiю добрых дел. Это же и Христос внушает теперь ученикам. Он выразил им Свою любовь, ― и они радовались о Нем. Но так как наступавшее страдание и печальные речи должны были прекратить их радость, то Он, достаточно побеседовавши с ними и утешивши их, говорит: сия глаголах вамъ, да радость Моя в вас будетъ и радость ваша исполнится, ― то есть, чтобы вы не отпали от Меня, чтобы не прекратили своего течения. Вы радовались о Мне и много радовались, но вот вы подверглись печали. Итак, чтобы радость ваша достигла конца, Я уничтожаю эту печаль, показывая вам, что о настоящих событиях нужно не печалиться, а радоваться. Я видел, что вы соблазнились, но не пренебрег, не сказал: зачем вы теряете мужество, а говорил то, что могло принести вам утешение. Так хочу Я всегда соблюдать вас в той же любви. Вы слышали о Царствии ― и радовались. А Я сказал вам это, чтобы исполнилась радость ваша. Сия есть заповедь, да любите друг друга, якоже Азъ возлюбихъ вы. Видишь ли, что любовь к Богу тесно связана с нашею и соединена с нею как бы некоторою цепью? Потому-то (Христос) иногда говорит о двух заповедях, а иногда об одной ― так как невозможно, получивши одну, не иметь и другой. Иногда Он говорит: в этом законъ и пророцы висятъ (Мф. 22, 40); а иногда: елика хощете, да творят вамъ человецы, тако и вы творите имъ, се бо есть законъ и пророцы (Мф. 7, 12). Также: исполнение закона любы (Рим. 13, 10). Это же говорит и здесь. Если пребывание (в Боге) зависит от любви, а любовь от исполнения заповедей, а заповедь состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то, очевидно, пребывание в Боге зависит от нашей взаимной любви. И не просто говорит о любви, но указывает и образ любви: якоже Аз возлюбих вы… Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, дастъ вамъ (ст. 16). Но ведь исполнять прошения ― дело того, кого просят; как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца. Сия глаголахъ вамъ, да любите друг друга (ср. ст. 17), то есть, Я говорю не в укор. Что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но для того, чтобы привести вас к дружеству. Потом, так как терпеть от большой части людей гонение и поношение ― дело тяжелое и невыносимое, которое может повергнуть в уныние и душу возвышенную, то Христос приступает к этому предмету уже после того, как наперед сказал весьма многое. Предварительно Он смягчил их душу, а уже потом начинает говорить об этом и ясно показывает, что и это, равно как и все другое, как уже Он показал, совершается для их пользы. Как прежде сказал, что не только не нужно скорбеть, а напротив нужно еще радоваться тому, что Он отходит к Отцу, ― так как Он делает это не потому, что покидает их, а потому, что очень любит, ― так и здесь показывает, что им должно радоваться, а не скорбеть. И смотри, как Он располагает к этому. Не сказал: знаю, что это прискорбно, но потерпите для Меня, так как вы и страдаете за Меня. Такая причина была еще недостаточна для их утешения; и потому, оставив ее, Он предлагает другую. Какую же именно? Ту, что это служит доказательством самой высокой добродетели и что следует скорбеть не о том, что вас будут теперь ненавидеть, а напротив тогда, когда бы вас стали любить. На это Он намекает словами: аще от мира бысте были, миръ убо свое любилъ бы (ст. 19). Значит, если бы вы были любимы, то это было бы явным знаком вашей поточности. Но так как, сказав это, Он не успел еще утешить их, то опять продолжает речь: несть рабъ болии господа своего. Аще Мене изгнаша, и васъ ижденутъ (ст. 20). Здесь показывает, что поэтому-то в особенности они будут (Его) подражателями. В самом деле, пока Христос был во плоти, брань велась против Него; а когда Он переселился, тогда настала брань против них. И так как они, будучи малочисленны, тревожились тем, что должны будут сражаться против такого множества, то Он ободряет их души, говоря, что потому-то особенно им и должно радоваться, что их будут ненавидеть. Чрез это, говорит, вы сделались соучастниками Мне в страданиях. Итак, вы не должны смущаться; вы не лучше Меня, потому что, как Я уже сказал, несть рабъ болий господа своего. Затем следует и третье утешение, именно то, что вместе с ними подвергается оскорблению и Отец. Сия вся, говорит, сотворятъ за имя Мое, яко не ведятъ Пославшаго Мя (ст. 21), то есть, оскорбляют и Его. Далее, лишая врагов всякого извинения, а вместе предлагая и новое утешение, говорит: аще не быхъ пришелъ и глаголалъ имъ, греха не быша имели (ст. 22). Этим показывает, что все действия врагов и в отношении к Нему, и в отношении к ним – несправедливы. Зачем же Ты привел нас к таким бедствиям? Ужели не предвидел брани и ненависти? Поэтому Он опять говорит: ненавидяи Мене, и Отца Моего ненавидитъ (ст. 23), предвозвещая и здесь врагам не малое наказание. Так как они в свое оправдание ссылались на то, что гонят Его ради Отца, то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения. Преподав учение на словах, Я подтвердил его делами, согласно с законом Моисеевым, который всем повелел повиноваться тому, кто будет подобным образом говорить и действовать, кто будет и руководить к благочестию, и совершать величайшие чудеса. И не просто сказал Он: чудеса, но ихже инъ никтоже сотвори (ст. 24). Об этом и сами они свидетельствовали, когда говорили: николиже явися тако во Израили (Мф. 9, 33), и: от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (Ин. 9, 32). Таково же и чудо над Лазарем; таковы же и все другие чудеса, равно как и образ чудодействия, ― все ново и необыкновенно. За что же, могли сказать, и Тебя и нас преследуют? Яко от мира несте. Аще от мира бысте были, миръ убо свое любилъ бы (ст. 19). Напоминает им слова, которые некогда сказал и братьям Своим; но тогда Он говорил осторожнее, чтобы не устрашить их, а теперь, напротив, открыл все. Из чего же видно, что нас ненавидят за это? Из того, что было со Мною. В каком, скажи Мне, слове или деле могли обвинить Меня? И однако ж они не приняли Меня. А чтобы это не было для нас изумительно, Он указал и причину, именно – злобу их; но и на этом не остановился, а приводит еще и пророка, показывая, что он издревле предвозвестил и сказал: ненавидящии Мя туне (Пс. 68, 5).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author