petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Пятница 3-й седмицы по Пасхе. Ин., 23 зач., 6, 48‒54

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Речé Господь ко пришедшимъ къ Нему июдеомъ, А́зъ éсмь хлѣ́бъ живóтныи, отцы́ вáши ядóша мáнну въ пусты́ни, и умрóша. Сéй éсть хлѣ́бъ сходя́и съ небесé, да áще ктó от негó я́стъ, не ýмретъ. Áзъ éсмь хлѣ́бъ живóтныи, Иже сшéдыи съ небесé. Áще ктó снѣ́сть от хлѣ́ба сегó, жи́въ бýдетъ вóвѣки; и хлѣ́бъ егóже Áзъ дáмъ, плóть Моя́ éсть, ю́же Áзъ дáхъ за живóтъ мíра. Пря́хужеся междý собóю жи́дове глагóлюще, кáко мóжетъ Сéй нáмъ дáти плóть Свою́ я́сти? Речé же и́мъ Исýсъ, ами́нь ами́нь глагóлю вáмъ, áще не снѣ́сте плóти Сы́на Человѣ́ческаго, ни пiéте крóви Егó, животá не и́мате въ себѣ́. Яды́и Мою́ плóть, и пiя́и мою́ крóвь, и́мать живóтъ вѣ́чныи, и Áзъ воскрешý егó въ послѣ́днiи дéнь. А хлебом животным называет Себя потому, что от Него зависит наша жизнь и настоящая, и будущая. Оттого и присовокупил: аще ктó снѣ́сть от хлѣ́ба сегó, жи́въ бýдетъ вóвѣки (ст. 51), разумея здесь под хлебом или спасительные догматы и веру в Него, или Свое тело, потому что и то и другое укрепляет душу…

И хлѣ́бъ егóже Áзъ дáмъ, плóть Моя́ éсть, ю́же Áзъ дáхъ за живóтъ мíра (ст. 51). Справедливо здесь может кто-нибудь в недоумении спросить: благовременно ли было говорить эти слова, когда они отнюдь не послужили к назиданию и не принесли никакой пользы, а напротив даже повредили тем, которые были уже наставлены? От сего, сказано, мнози… от ученикъ Его идоша вспять, говоря: жестоко… слово се, и кто можетъ его послушати (Ин. 6, 60)? Ведь можно было это преподать одним ученикам, с которыми, как заметил Матфей, Христос и беседовал особо. Что же отвечать на это? То, что и в настоящем случае эти слова были весьма полезны и нужны. Так как иудеи настоятельно просили у Него пищи, но ― телесной, и вспоминая о пище, какая была ниспосылаема их предкам, считали манну чем-то великим, то Он и упоминает о пище духовной, желая показать, что все то было образом и тенью, а эта пища есть самая истина вещей (Евр. 10, 1). Но надлежало, говорят, сказать: отцы ваши ели манну в пустыне, а Я дал вам хлеб. Но в этом большое различие. Это чудо (над хлебами) казалось даже меньшим того (дарования манны), потому что манна была ниспосылаема с неба, а чудо над хлебами было совершено на земле. Итак, поскольку они домогались пищи, сходящей с неба, то Он часто и говорил: съ небесе снидохъ. Если же кто полюбопытствует узнать, для чего Он завел речь и о Таинствах, то мы скажем ему, что было очень благовременно сказать и о них. Темнота слов всегда подстрекает слушателя и делает его более внимательным. Потому иудеям не соблазняться следовало, а напротив, спросить и узнать. Но они удаляются. И если они считали Его пророком, то должны были поверить Его словам. Таким образом, причина соблазна заключалась в их неразумии, а не в непонятности речи… Страшны поистине Таинства Церкви, страшен поистине жертвенник. Из рая выходил источник, изливавший чувственные реки; от этой же трапезы происходит источник, изводящий реки духовные. При этом источнике насаждены не ивы бесплодные, но дерева досягающие до самого неба и приносящие плод всегда спелый и никогда неувядающий. Если кто томится от зноя, ― пусть идет к этому источнику и прохладит свой жар, потому что этот источник уничтожает засуху и освежает все попаленное, ― попаленное не солнцем, а раскаленными стрелами (диавола). Его начало ― свыше, и исток его там же, и оттуда он напаивается. У этого источника много потоков, которые изводит Утешитель, а посредником при этом бывает Сын, не заступом пролагая им дорогу, но отверзая в нас расположение. Этот источник есть источник света, изливающий лучи истины. К нему стекаются и Горние Силы, чтобы созерцать красоту его потоков, потому что они яснее видят и силу предлежащих даров, и неприступное их сияние. Если бы возможно было, чтобы кто-нибудь вложил свою руку или язык в расплавленное золото, ― они тотчас озолотились бы. Точно такое же и еще гораздо большее действие производят и здесь на душу предлежащие Тайны. Сильнее огня кипит и стремится эта река, но не сжигает, а только очищает все, чего касается. Эта Кровь древле была прообразована на жертвенниках, в закланиях, определенных законом. Она есть цена вселенной; ею Христос купил Церковь; ею Он всю ее украсил. Как тот, кто покупает слуг, дает за них золото и потому, желая их украсить, украшает золотом, так и Христос и купил нас Кровью и украсил Кровью. Приобщающиеся этой Крови стоят вместе с Ангелами, Архангелами и Горними Силами, облеченные в царскую одежду Христову и имея духовное оружие. Но этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя. Но насколько велико и чудно это Таинство, настолько же верно и то, что если приступишь к нему с чистотою, приступишь во спасение; если же с совестью лукавою ― в наказание и мучение. Ядыи бо, сказано, и пияи Господа недостойне, судъ себе ястъ и пиетъ (1 Кор. 11, 29). Если и оскверняющие царскую порфиру наказываются одинаково с раздирающими ее, то что удивительного, если приемлющие Тело с нечистою мыслью подвергнутся такому же наказанию, как и те, которые истерзали его гвоздями? Смотри, на какое страшное наказание указывает Павел в словах: отверглся кто закона Моисеова, безъ милосердия при двоихъ или триехъ свидетелехъ умираетъ. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправыи и Кровь заветную скверну возмнивъ, еюже освятися? (Евр. 10, 28‒29)? Будем же, возлюбленные, внимательны к самим себе, наслаждаясь такими благами. И если родится в нас желание сказать что-нибудь срамное, или заметим, что нами овладевает гнев или другая какая страсть, ― подумаем, чего мы удостоены, какого получили Духа. Такая мысль обуздает наши безумные страсти. Да и доколе мы будем привязаны к настоящему? Доколе не восстанем? Доколе будем не радеть о своем спасении? Помыслим, чего нас удостоил Бог, возблагодарим, прославим Его ― не верою только, но и самыми делами, чтобы сподобиться и будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Исуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, ныне и присно, и вóвеки векóм. Аминь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author