petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Четверг 3-й седмицы по Пасхе. Ин., 22 зач., 6, 40‒44

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Речé Господь ко пришедшимъ къ Нему iюдеомъ, се́ же е́сть во́ля посла́вшаго Мя́, да вся́къ ви́дяи Сы́на, и вѣ́руя въ Него́, и́мать живо́тъ вѣ́чныи, и воскрешу́ его́ Азъ въ послѣ́днiи де́нь. Ропта́ху у́бо iюде́е о Не́мъ, я́ко рече́, А́зъ е́смь хлѣ́бъ сше́дыи съ небесе́. И глаго́лаху, не Се́й ли е́сть Iсу́съ сы́нъ Iо́сифовъ, Eмуже мы́ зна́емъ отца́ и Ма́терь, ка́ко у́бо глаго́летъ Се́й, я́ко съ небесе́ снидо́хъ? Отвѣща́ у́бо Iсу́съ, и рече́ и́мъ, не ропщи́те между́ собо́ю. Никто́же мо́жетъ прiити́ ко Мнѣ́, а́ще не Оте́цъ посла́выи Мя́ привлече́тъ его́, и Азъ воскрешу́ его́ въ послѣ́днiи де́нь. Имже богъ чрево, и слава в студе их, говорил о некоторых людях Павел в послании к Филиппийцам (Флп. 3, 19). Что таковы же были и иудеи, видно и из предыдущих обстоятельств, видно и из того, что они говорили, пришедши ко Христу. Когда Он дал им хлеб и насытил их чрево, они пророком называли Его, и царем хотели поставить; а когда преподавал им учение о пище духовной, о жизни вечной, кода беседовал о воскресении и возвышал их мысль, и когда в особенности следовало бы дивиться Ему, тогда они ропщут и отступают от Него. Между тем, если Он пророк, как они прежде говорили, ― а Он и действительно есть Тот, о Котором сказал Моисей: Пророка от братии вашея восставитъ вамъ Господь Богъ, якоже мене, Того послушайте (Втор. 18, 15), ― то им надлежало слушать Его, когда Он говорил: с небесе снидохъ; но они не слушали, а роптали. Они еще уважали Его за недавнее чудо над хлебами, и потому явно не противоречили, но ропотом выражали свою досаду на то, что Он не дал им трапезы, какой они хотели, и среди ропота говорили: не Се́й ли е́сть… сы́нъ Iо́сифовъ? Из этих слов видно, что они еще не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа ― не потому, чтобы Он был сын Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении. Если же они не могли ясно услышать о Его рождении плотском, то не могли тем более ― о неизреченном, горнем. Если Он не открыл им уничиженного, то тем более не мог бы говорить им о тех вещах. И хотя их много соблазняло Его происхождение от простого и незнатного отца, однако же Он не открыл (истины), чтобы отстраняя один соблазн, не произвести другого. Что же Он отвечает на их ропот? Никто́же мо́жетъ прiити́ ко Мнѣ́, а́ще не Оте́цъ посла́выи Мя́ привлече́тъ его́ (ст. 44). На это нападают манихеи и говорят, будто ничто не зависит от нас. Между тем эти-то слова особенно и доказывают, что мы властны в своем произволении. Но какая, говорят, надобность привлекать, если кто сам приходит к Нему? Опять и это не уничтожает нашего произволения, а напротив показывает, что мы нуждаемся в помощи. Здесь (Христос) говорит не о всяком приходящем, но о том, кто пользуется великим содействием (от Бога). Далее показывает и способ, которым Отец привлекает. А чтобы иудеи опять не подумали о Боге чего-либо чувственного, Он присовокупил: не яко Отца видѣ́лъ есть кто, токмо Сыи óт Бога, Сей видѣ́ Отца (ст. 46). Как же, спросишь, привлекает? Это давно показал пророк, предвозвещая и говоря: будутъ вси учéни Богом (ст. 45). Видишь ли достоинство веры? Видишь ли, как, по предсказанию пророка, люди имеют быть научены ни от человек, ни человекомъ (Гал. 1, 1), но Самим Богом? Потому-то, чтобы придать достоверность Своим словам, Он и отослал иудеев к пророкам. Но если сказано, что все будут научены Богом, то отчего, спросишь, некоторые не веруют? Оттого, что те слова сказаны о большей части людей, или еще ― пророчество указывает не вообще на всех, но на всех желающих. Учитель стоит пред всеми, и всем готов преподать и сообщить свое учение. И Азъ воскрешу́ его́ въ послѣ́днiи де́нь (ст. 40). Не малое здесь означается достоинство Сына: если Отец привлекает, то Он воскрешает. Но эти Он не отделяет Своих дел от Отца (как это возможно?), а только показывает равенство могущества. Почему, как в том месте, сказав: и пославыи Мя Отецъ свидетельствова о Мне (Ин. 5, 37), вслед за тем Он отослал иудеев к Писанию, чтобы кто-нибудь из них не стал понапрасну много трудиться над объяснением Его слов, так и здесь, чтобы не стали по-прежнему подозревать Его, отсылает их к пророкам, которых весьма часто и приводит, чтобы показать, что Он не противник Отца. Что же, скажешь, жившие до того времени разве не были научаемы Богом? Что же здесь особенного? То, что тогда люди научались Божественным истинам при посредстве людей, а теперь научаются чрез Единородного Сына Божия и Духа Святого.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author