petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Душу спасти — не лапоть сплести: опыт современного отечника для мирян

Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина; но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот». А преподобный Антоний Оптинский предупреждал: «Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, т. е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное!» Подтверждая эти слова и святой оптинский старец Лев часто повторял: «Душу спасти — не лапоть сплести», имея в виду, что нелегко достается душевное спасение ищущим его. Книга «Душу спасти ― не лапоть сплести», вышедшая в свет в Издательстве «Духовное преображение», ― представляет собой опыт современного отечника для мирян. Она рассказы­вает о жизни известных духовных пастырей нашего времени и подвижников благочестия конца прошлого ― начала нынешнего века, о чудесах Божиих, явленных через них, а также приводит их советы и наставления о спасении души, о жизни в Церкви. Небольшие рассказы о том или ином подвижнике, свидетельствующие о его святой жизни, в который раз доказывают народную мудрость: «Не стоит село без праведного и город без святого». Во все времена возжигались светильники Божией славы ― святые люди, духоносные старцы, и шли к ним люди, иногда даже не ведая о всех тех дарованиях, которыми наградил их Господь за их любовь к Нему. И лишь при близком общении открывались им тайны святой жизни.

Эти свидетельства и собраны в первой главе книги, которая познакомит читателей с раз­личными поучительными историями из жизни наших любимых духовных пастырей. Одна из этих историй напоминает о том, что даже если мы не наблюдаем явственно каких-то чудес, это не значит, что они не происходят. Ведь есть и незаметные чудеса, как например, преображение души. Вот и на странице книги мы читаем: «Один из учеников оптинского старца Льва задался мыслью: почему ему не случалось видеть от своего батюшки чудес, тогда как от других братии он часто о сем слышал? Когда он пришел к старцу с намерени­ем открыть ему этот свой помысел, ста­рец, преподав ему благословение и не дожидаясь вопроса, сказал: “А это разве не чудо: обтесать такой базарный пень (разумея пришедшего брата), из которого со временем выйдет что-нибудь хорошее и годное!”» Чудодейственную силу любви и молитвы о людях показывает нам следующий рассказ из жизни прп. Силуана Афонского. По слову автора-составителя, святой старец почти всю свою монашескую жизнь трудился в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре экономом. Под его началом находилось около двухсот рабочих. Эти молодые русские крестьяне нанимались на год‒два работать, по грошу скопить немного денег и вернуться в деревню с небольшой суммой, чтобы жениться, построить собственную избу, обзавестись хозяйством. Другие монахи, которым тоже был поручен надзор над монастырскими работниками, спрашивали: «Отец Силуан, каким это образом твои работники так хорошо работают, хотя ты за ними не следишь, а мы все время следим за своими работниками, и они все время стараются отлынивать от работы?» Старец Силуан отвечал: «Я не знаю, почему так. Я могу только сказать, что сам делаю. Я никогда не прихожу утром к этим людям, не помо­лившись о них. И когда я встречаю их, мое сердце полно жалости и любви к ним; я прихожу в мастерскую, а душа моя плачет от любви к ним. Я раздаю им работу, которую каждый, как мне кажется, может выполнить за день; и все то время, пока они работают, я молюсь о них. Я ухожу в свою келью и начинаю молиться за каждого из них». Как свидетельствовал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), «старцу Силуану, человеку простому и естественному, было дано познать и пережить ту форму любви, которою Господь возлюбил человека. Характерная черта этой любви состоит в том, что когда это чувство дается, а это дается через сердце, то без всяких логических доказательств для человека очевидно, что он не умирает, он вечный. Никакое научное познание не приводит к этому». Одним из благодатных даров, отражающих высшую степень единения человека с Богом, является прозорливость. Для нас, обычных людей, такой дар также является чудесным. Ведь мы не можем (и это скорей всего, к счастью) знать мысли других людей, не можем видеть их будущее или будущее нашей страны, даже очень близкое. А святым отцам или людям праведной жизни Господь, знающий все наши мысли и сердечные намерения, все события отдельной жизни и всего человечества, «сообщает им эти знания, приобщая их к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода». При этом, человек действительно праведной жизни, имея этот дар, или скрывал его, или проявлял сокровенно. Нередко прозорливость старцев помогала заблудшим людям вернуться в лоно Церкви, запутавшимся в греховных сетях ― исправиться, а попавшим в беду ― избежать неминуемой гибели. О даре прозорливости преподобный Гавриил Седмиезерский говорил: «В этом познавалось, насколько высока и ценна чистота души. Тогда только, когда душа отрешена от всего суетного и греховного, как бы завеса какая спадает с ее душевного ока, — и вот она прозрела и видит то, что прежде не было для нее ясным и чего не видит занявшийся суетной жизнью мир». И вот лишь несколько случаев прозорливости старцев, описание которых собраны на страницах книги. «Пять лет препо­добный Гавриил Седмиезерский был прикован к одру тяжкой болезнью, но телесная немощь только укрепляла его дух. В борьбе с собствен­ным недугом старец Гавриил снискал особую благодать Божию молитвою ис­целять недужных. Еще не оправившись от болезни, он стал принимать богомольцев. Поначалу, чтобы не отвлекать сердце от Исусовой молитвы, он принимал богомольцев, стараясь не открывать глаз. Однажды он был отвлечен от внутренней молитвы, услышав, что кто-то из посетителей заплакал. Оказалось, что пришедшие к старцу посетители уже давно молчали, он же беседовал с ними, читая их мысли и от­вечая на них. Это потрясло и испуга­ло богомольцев. Старец стал скрывать свой дар и прежде чем ответить, внимательно приглядывался, действительно ли его спрашивают». А вот что вспоминают об архимандрите Серафиме (Тяпочкине): «По своему глубочайшему сми­рению отец Серафим старался скрыть свои подвиги и духовные дарования: прозорливость, способность исцелять, которыми он, безусловно, обладал. Дар прозорливости помогал ему предельно сокращать время беседы с посетителями. Старец шел по живому коридору богомольцев в храме и на улице и, подходя к кому-либо, давал ответ на вопрос, который еще не был задан». Еще один случай из жизни преподобного Севастиана Карагандинского. «Однажды, управив­шись с хозяйст­вом, инокиня Феврония вышла отдохнуть в двор дома. Ее донимали помыслы: «За­чем я приехала в Козлов к отцу Севастиану? Батюшка такой же, как все батюш­ки, работа такая же, как и дома». Вдруг вышел из дома преподобный Севастиан, сел с ней рядом и сказал: «Зачем ты ко мне приехала? Я такой же, как все батюшки». Инокиня поняла, что старец видит все ее мысли, упала к нему в ноги и попросила прощения. И поняла, что отец Севастиан именно не такой, как все. Мать Феврония осталась с батюшкой навсегда, была рядом в годы его заключения в Карлаге и в Караганде жила до самой смерти». И сколько еще подобных историй, которые, пожалуй, могли составить не один десяток таких книг. Среди авторов первой главы также святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский преподобный Амфилохий Почаевский, архимандрит Серафим (Тяпочкин), иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Павел (Груздев), схиигумен Иероним (Верендякин), схиархимандрит Зосима (Сокур), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), схиархимандрит Илий (Ноздрин), архимандрит Авель (Македонов), архиепископ Пимен (Хмелевский). Во второй главе этого издания помещены примеры Бо­жиих чудес, из которых вдумчивый чита­тель тоже может извлечь полезное для своей души. Удивительные явления, о которых рассказывается, призваны, в частности, на­помнить о великих тайнах мира Божия и о могущественной силе Божией благодати. В третьей главе содержатся более конкрет­ные поучения и советы опытных пастырей нашей Церкви, содержащие рекоменда­ции для повседневной жизни православно­го человека дома, в семье, в церкви. Кроме того, на страницах этого издания помещены строки замечательных русских поэтов, в которых в афористичную форму заключены чув­ства и мысли православного христианина. Вкрапления в заключительной главе элемен­тов юмора и фольклора помогут читателю, оставаясь в русле темы, улыбнуться и нем­ного отдохнуть. «Пусть наша книга, ― говорят издатели, ― станет для вас словом назидания, утешения и поддержки. Пусть поучительные примеры из жизненного опы­та наших любимых пастырей и их спаситель­ные наставления будут для вас вдохновляю­щим ориентиром». Содержание подзаголовков, не отраженных на картинках: «Типикон! Типикон!» Забота любящей жены со смертью не кончается. Помощь Божия по молитвам святителя Николая Чудотворца. «Без булочек я погибну!» И явлю ему спасение Мое! «В скорбях и искушениях...» «Вон ты до чего человека довел!» «Легкой жизни я просил у Бога...» «Убедить кого-либо... невозможно...» «Нельзя усыплять страсти, надо их искоренять». О «православных ведьмах». Упражняйтесь в терпении. Кричи Богу с болезненным сердцем. Как противен Богу грех осуждения! «Осолены были благодатию...» «Когда мы улыбаемся соседу...» «Понуждай себя к молитве». Утоли моя печали. «Смотри не перепутай!» Воспитание личным примером. «Читай Евангелие делами!» Как начать исправляться? «Для развития любви...» «Надо просто физически заставлять себя...» Как обезоружить врага. «Торжество Православия ― праздник...» «Пожертвуй временем...» Почему с годами радость уменьшается? Благочестивые церковные обычаи. На Литургии Великой Субботы присутствовать нужно обязательно! Давать ли на чай. Жизнь ― как торт «Наполеон». Четыре Татьяны. «Не проси у Бога ничего...» «Молись, непрестанно молись». «Почему мы не такие?» Совет болящим. Духовные лекарства на разные случаи жизни, рекомендованные схиигуменом Саввой (Остапенко). Осуждает ли христианство земное счастье? «Совесть человека похожа на будильник...» Размышления о посте. Пословицы о посте. «Одна есть в мире красота...»
Tags: Новости и история Церкви, духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author