petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Понедельник 3-й седмицы по Пасхе Ин, 13 зач., 4, 46‒54

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Вó врѣ́мя óно бѣ́ нѣ́кiи царе́въ му́жъ, его́же сы́нъ боля́ше въ Капернау́мѣ, се́й слы́шавъ я́ко Iсу́съ прiи́де от Iудéя (Iюде́и) въ Галиле́ю, и́де къ Нему́, и моля́ше Его́, да сни́детъ и исцѣли́тъ сы́на его́, хотя́ше бо у́мрети. Рече́ у́бо Iсу́съ къ нему́? а́ще зна́менiи и чюде́съ не ви́дите, не и́мате вѣ́ровати. Глаго́ла къ Нему́ царе́въ му́жъ, Го́споди, сни́ди, пре́жде да́же не у́мретъ отроча́ мое́. Глаго́ла ему́ Iсу́съ, иди́, сы́нъ тво́й жи́въ е́сть. И вѣ́рова человѣ́къ словеси́, е́же рече́ ему́ Iсу́съ, и идя́ше. А́бiе же входя́щу ему́, се́ раби́ его́ срѣто́ша его́, и возвѣсти́ша ему́ глаго́люще, я́ко сы́нъ тво́й жи́въ е́сть. Вопроша́­ше у́бо от­ ни́хъ ча́съ, въ кото́рыи бóле (легча́е) ему́ бы́сть, и рѣ́ша ему́, я́ко вчера́ въ ча́съ седмы́и оста́ви его́ о́гнь. Разумѣ́ же оте́цъ, я́ко то́й бѣ́ ча́съ, во́нь же рече́ ему́ Iсу́съ, я́ко сы́нъ тво́й жи́въ е́сть, и вѣ́рова са́мъ, и ве́сь до́мъ его́. Сiе́ па́кы второ́е знаме́нiе сотвори́ Iсу́съ, прише́дъ от Iудéя  (Iюдéя) въ Галиле́ю (Ин. 4, 46‒47)… Таким образом, хотя он и веровал, но не совершенно и не твердо. И это видно из его любопытства о том, в котором часу болезнь оставила его сына. Он хотел дознать, случилось ли это само собою, или по повелению Христову. Когда же узнал, что это случилось накануне в час седьмой, то уверовали сам и весь дом его. Видишь ли, что он тогда уверовал, когда слуги ему сказали, а не тогда, когда сказал Христос? Итак, Христос обличает мысль его, с которою он пришел и говорил такие слова; а таким образом еще больше привлек его к вере, потому что прежде чуда он не очень расположен был к вере. Но что он приходил и просил Христа, в этом нет ничего удивительного, потому что родители, по великой любви (к детям), обыкновенно обращаются не только к таким врачам, которым совершенно доверяют, но совещаются и с теми, на которых не много надеются, не желая ничего упустить. Притом этот человек только случайно приходил ко Христу, когда Христос пришел в Галилею, тогда только узнал Его. А если бы он крепко веровал, то не поленился бы, как скоро сын был при смерти, придти в Иудею; если же боялся, то и это не извинительно. Но заметь, как и самые слова обнаруживают слабость этого человека. Следовало бы, если не прежде, то по крайней мере после обличения его мысли, получить высокое понятие о Христе, ― между тем, смотри, как он еще пресмыкается долу. Сниди, говорит, прежде даже не умретъ отроча мое, как будто Христос не мог бы воскресить его, если бы отрок и умер, и как будто бы Христос не знал, каково состояние отрока. Поэтому-то Исус и обличает его и касается самой совести, показывая, что чудеса делаются главным образом ради души. Здесь Он исцеляет и отца, немощствующего душою не меньше сына, научая нас внимать Ему не ради чудес Его, а ради учения Его, ― потому что чудеса совершаются не для верных, а для неверующих и грубых людей. Тогда этот человек, от скорби, не очень внимал словам Спасителя, разве тем только, которые касались его сына; после же он должен был усвоить себе сказанное и получить от этого величайшую пользу. Так и случилось. Но почему Христос к сотнику сам добровольно обещал придти, а здесь и на зов не идет? Потому, что у сотника вера была совершенна; и Христос обещал придти к нему, чтобы мы знали благонамеренность этого человека, к этому же не пошел, потому что он был еще не совершен. А так как он всячески понуждал Исуса, говоря: сниди, и еще не понимал ясно, что Он и отсутствуя может исцелить, то Христос показывает, что и это Ему возможно, чтобы тот из самого непосещения Исусова узнал о Нем то, что сотник знал сам собою. Когда же сказал: а́ще зна́менiи и чюде́съ не ви́дите, не и́мате вѣ́ровати, то этим выразил следующее: вы еще не имеете надлежащей веры, но еще относитесь ко Мне, как какому-либо пророку. Итак, открывая Себя Самого, и показывая, что в Него должно веровать и без чудес, Он сказал здесь тоже, что говорил Филиппу: не веруеши ли яко Азъ во Отци, и Отецъ во Мне есть?.. Аще ли же ни, за та дела веруйте Ми (Ин. 14, 10‒11)… Чему же из этого мы научаемся? Не ожидать чудес, не искать залогов Божией силы. Я вижу, что и ныне многие тогда только делаются более благочестивыми, когда или в страданиях сына, или в болезни жены получат некоторое утешение. А надобно, и не получая утешения, всегда равно благодарить и славить Бога. Таково свойство рабов благомыслящих; рабам верным и любящим, как должно, своего Господа, свойственно прибегать к Нему не только тогда, когда Он милует их, но и когда наказывает. И последнее есть дело Божественного промышления. Егоже любитъ Господь, наказуетъ; биетъ же всякаго сына, егоже приемлетъ (Евр. 12, 6). Кто служит Ему только тогда, когда находится в безопасности, тот показывает этим еще не большой знак любви и не чисто любит Христа. Но что я говорю о здравии, изобилии благ, бедности или болезни? Если бы ты даже о геенне услышал, или о другом каком-либо бедствии, и тогда не преставай славословить Господа: все надобно терпеть и переносить по любви к Нему. Это долг рабов верных и души непоколебимой. Поступающий таким образом и настоящие скорби легко перенесет, и будущие получит блага, и великое дерзновение будет иметь пред Богом, чего и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, Которому слава вó веки векóм. Аминь.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author