petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Вторник 3-й седмицы по Пасхе: Ин, 20 зач., 6, 27‒33

Автор: святитель Иоанн Златоуст

Речé Господь ко пришéдшимъ къ Нему́ iюдеомъ, дѣ́лайте не бра́шно ги́блющее, но бра́шно пребыва́ющее въ животѣ́ вѣ́чнѣмъ, е́же Сы́нъ Человѣ́ческiи ва́мъ да́стъ. Сего́ бо Оте́цъ зна́мена Бо́гъ. Рѣ́ша же къ Нему́, что́ сотвори́мъ, да дѣ́лаемъ дѣ́ла Бо́жiя? Отвѣща́ Iсу́съ и рече́ и́мъ, се́ е́сть дѣ́ло Бо́жiе, да вѣ́руете въТой́, Его́же посла́ О́нъ. Рѣ́ша же Ему́, коé у́бо Ты́ твори́ши зна́менiе, да ви́димъ и вѣ́ру и́мемъ Тебѣ́, что́ дѣ́лаеши, отцы́ на́ши ядо́ша ма́нну въ пусты́ни, я́коже е́сть пи́сано, хлѣ́бъ съ небесе́ дáстъ и́мъ я́сти. Рече́ у́бо и́мъ Iсу́съ, ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, не Моисе́й дáстъ ва́мъ хлѣ́бъ съ небесе́, но Оте́цъ Мо́й дáстъ ва́мъ хлѣ́ба и́стиннаго съ небесе́. Хлѣ́бъ бо Бо́жiи е́сть, сходя́и съ небесе́ и дая́и живо́тъ мíру. И смотри, с какою безпредельною мудростью Христос отвечает им: не Моисе́й дáстъ ва́мъ хлѣ́бъ съ небесе́, но Оте́цъ Мо́й дáстъ ва́мъ хлѣ́ба и́стиннаго съ небесе́ (ст. 32). Почему же Он не сказал: не Моисей дал, а Я; но вместо Моисея указал на Бога и вместо манны на Себя? Потому, что велика была немощь слушателей, как это видно из последующего. И тогда, как Он сказал эти самые слова, Он не остановил их. Хотя и вначале говорил: ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы и насытистеся (ст. 26), и в последующих словах исправлял их, но, не смотря на все это, они не перестают (требовать хлеба). Когда Христос обещал самарянке дать воду, то при этом не упомянул об Отце, а просто так сказал: аще бы вѣ́дала… Кто есть глаголяи ти, даждь Ми пити, ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу, ― и опять: вода, юже Азъ дамъ (Ин. 4: 10, 14), ― но не отсылает к Отцу. Здесь же упоминает об Отце, чтобы ты узнал, как велика была вера самарянки и как велика немощь иудеев.
Но ведь манна была не с неба; как же говорится: с небесе? Так же, как Писание говорит: птицы небесныя, и опять: И возгреме с небесе Господь (Пс. 8: 9; 17: 14). Хлебом же истинным называет тот хлеб не потому, чтобы чудо над манной было ложно, а потому что она была образом, а не самою истиною. А упомянув о Моисее, не противопоставил Себя ему, потому что иудеи еще не предпочитали Его Моисею, а напротив о Моисее имели высшее понятие, чем о Нем. Поэтому, сказав: не Моисе́й дáстъ, Он не присовокупил: Я даю, но вместо того сказал: Оте́цъ… дáстъ. Услыхав это, они опять говорят: дай нам есть хлеб этот, ― потому что все еще думали, что это нечто чувственное, все еще ожидали насыщения своего чрева, а оттого и стеклись так скоро. Что же Христос? Мало-помалу возвышая их мысль, продолжает: Хлѣ́бъ Бо́жiи е́сть, сходя́и съ небесе́ и дая́и живо́тъ мíру (ст. 33), ― не иудеям только, но и всей вселенной. Потому-то и не сказал просто ― пищу, но ― живо́тъ (жизнь), какую-то другую и отменную, чтобы показать, что все были мертвы.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author