petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Живой между мертвыми

Автор: протоиерей Андрей Ткачев

Ангелы, заговорившие с мироносицами у пустого гроба, где лежало тело Исусово, задали женщинам простой вопрос: Что ищете Живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес (см.: Лк. 24: 5–6). Казалось бы, все ясно. Но вопрос задан так, словно женщины стояли на кладбище среди могил и искали дорогое сердцу захоронение. Что ищете живого между мертвыми? ― так можно, действительно, тогда спросить их. Но дело было совершенно иначе. Это было зеленое, цветущее место ― виноградник, сад. И в саду находился гроб, высеченный в камне, в котором никто никогда не был положен (ср.: Ин. 19: 41). Так исполнилось пророчество Исаии, сказавшего о Мессии: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис. 53: 9). И поскольку Христос – новый Адам, глава нового, спасенного человечества, то увидеть Его подобало вначале женским глазам. Так и первого Адама среди райского сада увидали глаза жены-супруги. Евангелие во всех значительных событиях зеркально отображает чудесные события древней истории, изложенные в книге Бытия. Итак, нет никаких мертвых кругом. Есть красота сада и женщины, ищущие тело Нового Адама. В этих условиях вопрос Ангелов приобретает особый смысл. Что ищете Живого между мертвыми? В подлинном смысле слова, Христос ― единственный Живой во вселенной мертвецов, в том числе и нас с вами. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает. Смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6: 9). Поэтому Христос в мире людей ― это и есть «Живой между мертвыми».
Кроме того, есть мертвость физическая, и есть мертвость нравственная. Последняя означает замирание совести, обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. Такой человек (а их весьма много) является непогребенным трупом. Ходит, как живой, но смердит, как не похороненный мертвец. Искать Христа в среде таких людей ― бесполезное занятие. Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил и может, хотя отчасти, повторить за Павлом: Живу уже не я, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Крайняя скудость таких людей ― главная причина оскудения веры! Знание о Боге не заменяет общения с Самим Богом. Точно так же и знание формулы воды не избавляет от жажды человека, хотящего пить. У святого Димитрия Ростовского есть дерзновенная проповедь на эту тему. Святитель говорит: «Пойду я к умным и разумным, богатым и славным. Поищу у них моего Исуса». Пошел. Поискал. Нет Исуса у богатых. Чванство есть, гордость есть, роскошь есть, а Исуса нет. «Пойду, ― говорит, ― тогда к бедным. Среди их простоты легче найти Господа». Легче-то легче. Но и там нет Его. Злоба есть, зависть есть, суета есть, а Исуса нет». Далее святитель решает идти к священникам. И находит их служащими «не для Исуса, а для хлеба куса». Ничуть не лучше дело с архиереями (сам бы сказать не дерзнул, но это святитель говорит о собратьях). Так, мир обойдя, боголюбивая душа остается с теми слезами, что лила у гроба Магдалина. И вопрос у души тот же, что у нее: Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20: 13). Все, что мы в жизни ищем, все, без чего томимся, есть у Исуса Христа. Славы ищем ― Он самый славный. Красоты ищем ― Он «краснее всех сынов человеческих». Силы ищем ― Он сила Божия. Он и Премудрость, и Свет от Света, и лучший Друг, и Великий Царь. Об этом подробно и умилительно говорит другой наш святитель ― Тихон Задонский. И вот ищем мы, что попало, словно забыв, что все блага в руках у Сына Божия. А когда начнем Его Самого искать, то ищем «между мертвыми», и неудивительно, что не можем найти. Будем мудры, как змеи, христиане. Так, как Слово Божие говорит. И мудрость змеиная означает перемену кожи. Змея долго в одной коже не живет, но часто обновляется. Со слезами потщимся снять с себя грязное и ветхое, поплачем об этом перед лицом Божиим, чтобы Его силою нам обновиться. Необновленные люди мертвы духом, и Христос меж ними не обретается. Вот смысл вопроса ангельского: Что вы ищете Живого между мертвецами? Его здесь нет. Он воскрес. Умер за грехи наши, а воскрес для оправдания нашего. Чтобы нам не задохнуться в той грязи и гнили, которые давно стали нашей второй натурой.
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author