petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Протоиерей Николай Агафонов. Жены-мироносицы



В третью Неделю по Пасхе Православная Церковь прославляет подвиг святых Жен Мироносиц, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, и видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни, и многие праведники воскресли из мертвых, когда Иисус Христос умер на кресте. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель. Те, кто следовал за Ним на Голгофу и не отходил от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Те, кто, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге. Этим святым женам посвящен исторический роман протоиерея Николая Агафонова, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышел в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется «Жены Мироносицы». Исторический роман «Жены Мироносицы» повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом. Автор открывает перед читателем те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых строчках церковного Предания. В издание включены иконы, картины с изображением Жен Мироносиц и других участников евангельских событий, а также документальные фотоматериалы. В предисловии автор пишет: «Человеческий род достиг своего высшего духовного развития в Деве Марии. Поднявшись до невиданных ангельских высот, Она превзошла их, став «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Явившись Вратами Небесными, через которые в мир пришел Спаситель, Пресвятая Дева на все времена стала знаменем женского естества, освященного Божественным величием. По словам автора, Матерь Божию именуют главизной нашего спасения, а значит Ее надо признать и главизной женского служения Христу и Его Церкви.

На страницах Евангелия Господь часто обращается к женщинам. И не только прощая грехи, исцеляя, но и беседуя с ними о тайнах Царствия Божия. Достойно внимания то, что впервые прямо и открыто Господь указал на Себя как Мессию, то есть Христа, именно женщине. Как и апостолы, женщины, следовавшие за Христом, именовали Его своим Учителем. Правда, в отличие от апостолов, которых Господь Сам избирал и призывал на служение, женщины следовали за Ним исключительно по зову сердца. Но разве зов сердца не от Бога? Это говорит лишь о том, что сердца женщин способны слышать призыв Божий, не нуждаясь в его словесном подтверждении. Когда пришли дни испытания, Спаситель говорил апостолам: «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте». Но даже они, любящие Христа, испугались и разбежались. С Господом остались лишь те, о ком почти ничего не повествуется в Евангелии до голгофских событий. Это были тихие, скромные женщины, всюду ходившие за Христом и служившие Ему своими имениями». Когда униженного и истерзанного пытками Христа, как преступника, вели на распятие, женщины были рядом. Среди беснующейся толпы, истошно вопящей: «Распни, распни Его!», они не дрогнули. Когда читаешь строки Евангелия, ― пишет отец Николай, ― то перед мысленным взором встает трогательная картина идущих за Христом на Голгофу женщин. Растерянные и напуганные, еле сдерживая рыдания, они идут в молчаливой скорби. Почти не видя от слез дороги, поддерживая друг друга, они следуют за своим любимым Учителем, поруганным и осмеянным. Только в любви эти слабые женщины черпают свои силы и идут до конца. Когда же пришло время и прославился Сын Человеческий, то первым благую весть о Своем воскресении Он даровал женщинам. «Радуйтесь!», ― говорил Он им, повелевая идти и рассказать апостолам о Его победе над смертью. А когда апостолы не поверили, Христос явился и «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк 16, 14). О том, кто такие жены Мироносицы, и сколько их было, автор пишет следующее: «Ходившие за Христом женщины родились и выросли в одном из самых прекрасных уголков земли — Галилее. На западном берегу Геннисаретского озера, южнее города Капернаума, среди тенистых садов и виноградников располагался в те времена город Магдала. Здесь, как и в прочих городах на побережье Галилейского моря, жили ремесленники, рыбаки, пастухи и земледельцы. Этот город славился как самый крупный поставщик жертвенных голубей. Еще Магдала была известна на всю страну производством шерстяных материй и красильнями. Многочисленные войны и переселения народов выветрили память жителей Магдалы о древних преданиях. И только какой-нибудь книжник мог бы им напомнить, что Магдала была в списке девятнадцати городов, перечисленных Иисусом Навином для передачи по жребию израильскому колену сынов Неффалима (Нав. 19, 38). Но ни жертвенные голуби, ни шерстяные ткани и красильни, ни даже упоминание города в книге Иисуса Навина сделали этот город известным всему миру. Магдала прославилась тем, что здесь родилась одна из самых известных женщин — Мария, прозванная Магдалиной. Место рождения еще двух Жен Мироносиц можно определить с большой вероятностью, указав на Назарет. Это дочери праведного Иосифа Обручника Саломия и Мария, прозванная по мужу Клеоповой. Иоанна, жена Хузы, Сусанна и Мария, мать Иакова и Иосии, тоже, вероятнее всего, галилейские женщины. И только сестры Лазаря Марфа и Мария родились в Иудее, близ Иерусалима. Первое упоминание о женах-мироносицах, ― пишет автор, ― мы находим в Евангелии от Луки: После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Итак, ― отмечает отец Николай, ― святой евангелист Лука упоминает три имени и оговаривается, что есть еще и «многие другие». Из этого текста Евангелия мы можем сделать вывод, что женщины, следовавшие за Христом, были не просто частью «множества народа», толпы, которая окружала и теснила Христа в жажде чуда исцеления. Нет, эти женщины были, по выражению евангелиста, «некоторые», следующие за Христом и служащие Ему. То есть они не только внимали поучениям Христа, но и служили Ему. Указание евангелиста Луки на то, что жены Мироносицы служили Христу «имением своим», говорит о том, что эти женщины были из состоятельных семей. То есть, по сути дела, жены Мироносицы жертвовали свои деньги на содержание апостольской общины. Кроме вышеперечисленных имен Жен Мироносиц, мы встречаем в Евангелии и другие имена, однако мироносиц было гораздо больше. Об этом говорят евангелисты, упоминая о многих других женщинах, последовавших за Христом из Галилеи. Память всех Жен Мироносиц празднуется Церковью в 3-ю неделю по Пасхе. Только память двух жен ― Марии Магдалины и Иоанны, жены Хузы, ― отмечается месяцесловом. Как отмечает автор, в подвиге Жен Мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Их жизнь, по словам священномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок». Подражание мироносицам в жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении всей двухтысячелетней истории христианской Церкви. Трудно переоценить, пишет автор, роль женщины в сохранении православной веры и в нашем Отечестве. «Я бы даже дерзнул сказать, говорит отец Николай, ― что именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру. О чем хорошо сказано в стихотворении поэта Александра Солодовникова:
Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют.
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
Как рассказывает протоиерей Николай Агафонов, он многие часы, дни и месяцы провел в размышлении о женах-мироносицах. Вчитывался в евангельские строки и в те скупые сведения, что оставило нам Церковное Предание. Пытался представить себе, как они жили, мыслили и действовали в разных жизненных обстоятельствах. И хотя он писал свою книгу с глубоким убеждением, что все так и должно было быть, однако просит читателя помнить, что перед ним, прежде всего художественная проза, где исторические факты переплетены с домыслами и предположениями автора. Единственное, где отец Николай не позволял себе домысливать что-либо от себя, так это описание евангельских событий. В этом его повествование неукоснительно придерживается духа и буквы Священного Писания, а также святоотеческого толкования Евангелия.



Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author