petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Отец Даниил Сысоев: Книга Притчей Соломоновых, часть (глава) девятнадцатая



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Притч. 19, 16) начинается на этой записи на 40-й минуте (в 39:55). Пышность глупца. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч. 19, 16). Хотите сохранить свою жизнь, соблюдайте заповеди. Что значит нерадящий о путях своих? Это тот, кто не думает, что делает. Такой погибнет, потому что, подобно животному, живет, как получается, а не как человек, которому дан разум. Своей жизнью он разрушает разум. Иногда можно услышать: «Надо иметь план», но надо не план иметь (это безсмысленно), а проверять свои пути законом Бога. Всегда полезно посмотреть, не противоречит ли задуманное вами тому, что сказано в Библии. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его (Притч. 19, 17). Эта мысль повторяется и в других местах Писания. Кто делает добро нищему, тот дает взаймы Богу. Многие говорят: «Дашь ему, а он пропьет». Если так, то подайте ему едой (самой простой ― хлеб, молоко), но дайте обязательно. Так вы дадите взаймы Богу, и подаяние ваше вернется к вам сторицею. Есть много примеров, когда милость покрывала множество грехов, спасала людей от падения. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19, 18). Это высказывание, конечно, не воспринимается современным обществом, но, тем не менее, Писание говорит: «Не обращай внимания на возмущение сына, когда ты его наказываешь». Пока есть надежда на исправление, наказывай своего ребенка. Если он безобразничает, его надо остановить, а иначе, предупреждает Соломон, наплачешься сам. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его (Притч. 19, 19). Если гневливого не обуздать, он может довести другого человека до состояния аффекта. Такой погубит и себя, и другого. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым (Притч. 19, 20). Совет надо уметь слушать, это важно. Не думай, что ты умнее всех. Слушай и принимай вразумления, тогда станешь мудрым. А у нас ведь обычно реакция на обличения негативная, никто не хочет принимать замечаний в свой адрес. Но Писание учит: «Если хочешь быть мудрым, учись вычленять правду в обличении». В народе говорят: «Правда глаза колет». Самые обидные для нас обличения ― правдивые. От Меня это было. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Притч. 19, 21). Зачастую люди всё долго обдумывают, строят большие планы, но состоится только то, что Бог захочет сделать. «Человек предполагает, а Бог располагает», ― опять народная мудрость. Это испытывал на себе каждый: строил, строил планы, а ничего из этого не вышло. Не огорчайтесь, так как все это от Господа. И беда от Господа, и радость от Него. Как сказал св. Серафим Вырицкий словами Господа: «От Меня это было». Радость человеку ― благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый (Притч. 19, 22). Человек, благотворя, должен радоваться. Мы же, бывает, подаем лишь для того, чтобы человек, как говорится, отвязался. А должна быть радость. Филарет Милостивый раздал все и при этом испытывал необыкновенную радость. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его (Притч. 19, 23). Если человек боится Бога, он просто не делает зла. Это самый простой страх, а есть еще высший страх, когда боятся оскорбить Бога, нарушить Его заповеди. К нему мы и должны стремиться. Кто имеет страх, будет всегда доволен. Такой человек терпелив, и жить ему легче. Зло не постигнет его, говорит Соломон. Понятно, что такой человек будет убегать от зла, не делать зла, и оно его не коснется. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего (Притч. 19, 24). Человек настолько ленив, что ему даже лень поесть, он не может заставить руку работать. Он будет лежать и ждать, когда ему принесут еду. А может, она и в рот ему сама будет падать? Соломон предупреждает: «Станешь распускать лень, помрешь с голоду за сытным обедом». Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление (Притч. 19, 25). Сейчас принято искать в делах кощунника то, что может его оправдать. Ищут причины, которые «заставили» его сделать зло. А Соломон поучает, что если наказать кощунника, то и простой станет благоразумнее, видя это. Накажешь вора, и другим будет неповадно. И обличать, говорит Соломон, можно человека разумного, потому что он поймет, за что ему дано наказание.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author