petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Отец Даниил Сысоев: Книга Притчей Соломоновых, части (главы) шестнадцатая и семнадцатая


Автор: иерей Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Притч. 16, 16 ‒ 17, 17) начинается на 3-й минуте второго часа записи (1:02:10). Мудрость лучше золота. Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра (Притч. 16, 16). А уже это наставление для всех. Когда выбор между премудростью и золотом, что надо выбирать? Конечно же, премудрость. От золота умнее не станешь, а премудростью можно заработать золото мира. Премудрость – свойство Бога, и человек, ее приобретающий, способен выйти за пределы мира. Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой (Притч. 16, 17). Это даже в комментариях не нуждается, и так все понятно. Кто хранит свой путь, тот охраняет себя от зла. Такие люди не живут по принципу «куда кривая вывезет», они уклоняются от зла и этим берегут свою душу. Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притч. 16, 18). Об этом тоже не принято говорить. Сейчас все больше слышишь о необходимости высокой самооценки, о чувстве собственного достоинства и т. д. Люди забыли, что гордость предшествует погибели. Человек, надеющийся на себя, обязательно упадет и погибнет. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми (Притч. 16, 19). Лучше поплакать, поскорбеть с кроткими, от этого ты станешь мудрее, благороднее. А делить добычу с гордецами – только наживать себе врага. Гордецу будет все мало, и он постоянно будет тебя в этом упрекать. С гордыми лучше вообще не иметь никаких дел. Писание даже говорит, что гордецов и домой приглашать нельзя. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен (Притч. 16, 20). Вновь напоминание нам о необходимости вести дела разумно. Сейчас многие считают, что надо делать так, как сказано. Однако Писание учит, что нужно вести дело с разумом. Задача духовника – научить человека отличать добро от зла, сделать это его опытом, навыком, однако не так, чтобы думать за него. Бог дал нам повеление найти разум и благо, тогда и будем блаженными. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению (Притч. 16, 21). Человек, поступающий по мудрости, старается, чтобы она стала нормой его жизни. Он стремится жить Божиими правилами, познавать тайны Бога с практической стороны. Сладкая речь прибавит к учению – эти слова напоминают о том, что неплохо людей и похвалить. Хвалить других полезно, а себя – вредно. Мы же или льстим, или хвалим самих себя, а о другом говорим: «Его нельзя хвалить, иначе он возгордится». Особенно надо стараться хвалить слабых, потому что для них это полезно, это прибавляет им сил. Прежде всего, это касается детей. Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость (Притч. 16, 22). Кто имеет разум, в том бьет источник жизни, спасающий от смерти. Разум имеет тот, кто мыслить правильно, по Божьи, красиво. А ученость глупых – глупость. Все теории ученых, не верующих в Бога, есть не что иное, как глупость. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его (Притч. 16, 23). Чтобы язык был мудрым, нужно мудрое сердце. Поэтому за сердцем надо следить, охранять его и не пускать в него злые мысли. Следует приучать его действовать по Божьи. Тогда у человека будет мудрый язык и больше знаний. Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (Притч. 16, 24). Надо говорить приятной, мягкой и ласковой речью. Когда пилят, ругают, обзывают, тогда только отгоняют людей от себя. Если вы постоянно ругаете близкого человека, он просто сбежит от вас. Речь приятная сладка для души, и даже тело расцветает от нее. Говорят: «Доброе слово и кошке приятно», и это действительно так: погладь кошку, она тут же хвост вверх и мурлычет, ластится к тебе, хотя и не понимает слов. Тем более человеку вылечит душу доброе слово, а отсюда и крепость тела появится. Друзей надо выбирать. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти (Притч. 16, 25). Человеку кажется, что его путь – прямой, но конец его ведет к смерти. Поэтому свои пути и поступки надо выверять по Богу, планы проверять волей Создателя, иначе ничего хорошего не получится. Смерть погубит тебя. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его (Притч. 16, 26). О чем говорит Соломон? О том, что трудящимся хвалиться нечем. Каждый работает для того, чтобы прокормить себя, и за это он получает деньги. Так за что же его хвалить? Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий (Притч. 16, 27). Человек лукавый, лживый придумывает зло, и у него в устах будто огонь, то есть речь его обжигает людей. Есть даже люди, которые стараются уязвить других как можно сильнее. Лукавых надо оберегаться и сторониться. Об этом и предупреждает царь Соломон. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей (Притч. 16, 28). Коварные люди сеют раздор. Если в коллективе возникает раздор, значит, где-то ходит коварный, его следует остерегаться. Будьте мудры, знайте, где источник зла, оберегайте себя. И наушник разлучает друзей. Много таких, которые стараются поделиться «секретом» о других. На Руси, говорят, таким давали по зубам, что очень хорошо помогало. Подобного человека надо отогнать от себя, сказав, что слушать его нет желания. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; он – печь злобы (Притч. 16, 29–30). Какое точное описание. Эти люди до сих пор не поменялись: хитрый прищур глаз, ухмылка или закусанные губы – человек думает, как бы разжечь печь злобы. Соломон говорит: «Смотри, держи глаза открытыми, эти люди готовы всех и вся загубить». И еще раз повторю: у нас не учат выбирать компанию, а потом мы и гибнем. Друзей надо выбирать. Венец славы – седина, которая находится на пути правды (Притч. 16, 31). Седины увенчивают человека, если он идет праведным путем. «Серебро на голове», – говорят о таком человеке. Слова Соломона справедливы и в наше время. Люди, которые не шли путем правды, обычно седину не носят, они ее прячут, закрашивая. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16, 32). Храбрый сейчас храбр, но неизвестно, как через некоторое время поменяются обстоятельства и каким он тогда явится. А долготерпеливый терпит и терпит. Владеющий собою лучше завоевателя города, потому что завоевателя можно и выгнать, а владеющего собой из себя не выведешь. И, наконец, последнее наставление: В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа (Притч. 16, 33). Библия указывает один из способов проверки воли Бога – кинуть жребий. Его использовали в свое время и апостолы. Когда ты не можешь ничего решить, не знаешь, как поступить, надо рассмотреть все возможные варианты и проверить, что соответствует воле Божией, а что нет, что зло, а что добро. Если есть несколько добрых вариантов, тогда бросается жребий с молитвой к Богу. Обычно бросается три раза, в надежде, что Господь откроет Свою волю. Бог не открывает Свою волю только грешникам, поэтому Писание не запрещает такого способа для определения пути.




Глава семнадцатая. Почему хорошим людям плохо живется? Продолжаем читать советы мудрого Соломона, которые полезны нам для духовного развития и определения правильного пути жизни. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором (Притч. 17, 1). С этого царь Соломон начинает новое поучение, адресованное сыну. Он говорит, что мир лучше, чем богатство. Многие, задумывая создать семью, ищут спутника побогаче. Особенно этим грешат барышни. А Соломон учит, что лучше кусок черствого хлеба и с ним мир, чем дом с раздорами, полный заколотого скота. Если дом – полная чаша, а раздоры не прекращаются ни днем, ни ночью, кому это принесет радость? Если же дома простая и даже бедная пища, и в семье царят мир да лад, то про еду забываешь. Надо ориентироваться на внутренний покой в доме, а не на богатство. Люди, конечно, со временем понимают правоту Соломона, но сначала им хочется получить чего-то осязаемого – денег, машину, большой дом. Они не заботятся о внутреннем мире, а потом удивляются, почему распалась семья. Скандал ничем не оправдать: ни вкусной едой, ни чисто выстиранным бельем. Лучше извиниться и впредь быть благоразумнее. Так же бывает и в дружбе, когда один другому, как говорится, садится на шею. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство (Притч. 17, 2). Разумный раб начинает командовать сыном своего господина, и даже с братьями его делит имение на части, и входит в наследство. Не важно, какое социальное положение у человека, мудрость всегда поможет ему выбраться. А сейчас все ориентиры на высокое социальное положение. Мы думаем, что если у нас его нет, то ничего уже не выйдет. Разумные люди, не занимающие в обществе высокое социальное положение, вполне могут определять судьбы мира, а стоящие высоко на социальной лестнице могут и упасть оттуда. Человек, который не знает Бога, не любит людей, останется марионеткой. Даже будучи хозяином, он ничего не решает. Умный подчиненный может вкладывать в уши своего хозяина то, что тот хочет услышать. Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь (Притч. 17, 3). Если серебро и золото переплавляются огнем, то сердца переплавляет Сам Господь. Бог никогда не оставит сердце угодного Ему человека без испытания скорбями. Кого Господь любит, того вводит в скорби, чтобы очистить сердце от прилипшего к нему зла. Множество раз мне задавали вопрос: «Почему хорошим людям плохо живется?» Потому что идет переплавка. Спрашивают: «А почему плохих людей Бог не плавит?» Да кто же станет переплавлять асфальт? Одно дело, если в породе есть золото – она и будет брошена в переплавку, а пустую породу в горнило никто не бросит. Ее просто выбрасывают. Так и Господь смотрит, есть ли золото в сердце человека. Если есть – ждите скорбей, чтобы очистилось золото любви, милосердия, смирения и иных добродетелей, а если в сердце нет боголюбия, Господь его не тронет. Все святые терпели. Амвросий Оптинский говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, потерплю и я». Главное понимать смысл такого терпения. Терпение – это своего рода тренировка, чтобы сердце оставалось сверкающим, как драгоценность. В раю нераспятых нет. Без перенесения страданий никто не усовершенствуется. Зло съедает зло. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного (Притч. 17, 4). Подобное тянется к подобному. Этот принцип Господь и использует: наказывает злодеев тем, что сводит их с другими злодеями, чтобы одно зло съело другое. Таким образом, во-первых, Господь восстанавливает справедливость. А во-вторых, не к праведнику же отправлять злодея. Каждый получает то, чего хочет, но не каждый потом этому рад. Злодей внимает устам беззаконным, поскольку они разговаривают на понятном друг другу языке. Отсюда и преступные группировки. Причем злодеи ненавидят друг друга. Так и в поднебесном царстве дьявола: время, свободное от искушения людей, бесы тратят на мелкие и крупные пакости друг другу. Думаю, рассказы язычников о том, что боги сражались между собой и старались навредить один другому, отчасти отражают реальность этого царства. А христиане должны идти своим путем. Некоторые спрашивают: «Как же не встревать в интриги? Надо же действовать, а иначе нас съедят». Господь успокаивает: Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Не надо вмешиваться в их дрязги, пусть интригуют те, кому это нравится, а вы занимайтесь своими делами. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, а милосердный помилован будет (Притч. 17, 5). Порой люди смеются над бомжами и нищими. Кто так делает, тот хулит Сотворившего их. Над человеком вообще запрещено смеяться и издеваться. Существует правило подавать милостыню, и лучше всего едой. Не радуйтесь несчастью, иначе будете наказаны. Милосердного же помилует Господь. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их (Притч. 17, 6). Надо помнить, что Господь дает награду в детях и внуках. А дети должны хвалиться своими родителями. Грех родителей, конечно, одобрять нельзя, но в них надо выискивать лучшее. Сейчас, к сожалению, много случаев, когда дети даже ненавидят родителей. У верного целый мир богатства, а у неверного ‒ ни обола (Притч. 17, 6). Верному Богу человеку принадлежит весь мир. Апостол Павел писал: Все ваше: или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, ‒ все ваше; вы же ‒ Христовы, а Христос ‒ Божий (1 Кор. 3, 21–23). Если мы Христовы, то все наше, все Господь отдает нам в руки. У неверного же ничего нет, он не с Богом, а потому Господь отнимет у него и то, что он имел на земле. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые (Притч. 17, 7). Когда человек глупый пытается изобразить из себя умного, это выглядит, по крайней мере, смешно. А знатному человеку, находящемуся во власти, тем паче неприлично лгать. Сейчас, чем выше стоит политик, тем больше лжи от него исходит. А у Бога по-другому: чем выше стоишь, тем меньше имеешь права лгать. У власти должно быть христианское благородство, согласное с волей Бога, потому что от нее зависит настрой всего общества. Отдельные люди могут быть благочестивыми, несмотря ни на что, но если речь заходит об обществе в целом, то благочестие в нем зависит от того, лжет власть или нет. Привычка ко лжи разрушает все. В истории много примеров, когда рушились государства, политики и общество которых погрязли во лжи. Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет (Притч. 17, 8). Если человек благотворит, дарит подарки, то и сам получает наилучший подарок – вразумление от Господа. Чем больше будете дарить людям подарков, тем больше будет учить вас Бог. Поэтому и сказано: Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Счастливее дарящий, нежели принимающий. Господь за это вразумляет, то есть дает разум. Если ищешь любви, прикрой проступок. Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга (Притч. 17, 9). Часто любят допытываться: «Почему ты так сделал, для чего ты так сделал?» Это просто какая-то внутренняя чесотка, заставляющая напоминать о проступке, о грехе другого человека. Господь же заповедал: «Если ищешь любви, прикрой проступок». Не надо настаивать, чтобы человек все понял. Если он разумный, то с первого раза поймет, а если у него разума нет, то сколько ни говори, все равно не вразумишь его. Такого рода навязчивость неугодна Богу, она разрушает любовь и лишает человека возможности узнать что-либо в настоящем свете. Кроме того, можно просто потерять друга. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (Притч. 17, 10). Разумному действительно лучше сказать о его оплошности, а глупцу говорить бесполезно. Даже выражение такое есть: «Хоть кол на голове теши». И заметьте, сказано о выговоре, а не о крике или вопле. Если на человека кричат, то ничего от него не добьются. Криком ничего не внушишь, крик – признак слабости и неумения подбирать правильные слова. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него (Притч. 17, 11). Есть люди, которые возмущают других, любят разводить склоки и стравливать. Таким Бог воздает через жестокого ангела, посылает им в наказание беснование. Жестокий ангел – это ангел мятежный, злой дух. Например, апостол Павел сделал бесноватым одного коринфянина за грех кровосмешения. Он отдал его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Исуса Христа (1 Кор. 5, 5). Бог послал царю Саулу злого духа в наказание за ненависть и зависть. Человека, который возмущает людей, ведет себя, как дьявол, Бог дьяволу и отдает. Ущерб от глупости. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью (Притч. 17, 12). Медведица, лишенная детей, ведет себя яростно, раздирает все на своем пути. Но, оказывается, хуже встретить глупца с его глупостью, чем такую медведицу. Его глупые проекты, идеи, слова настолько отягощают человека, что он ищет, куда бы ему спрятаться. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17, 13). Порой, когда людям делаешь хорошее, они, чаще всего из-за своей гордыни, в ответ делают зло. «Не делай добра, не получишь зла», – говорится в русской поговорке. От дома такого человека не отойдет зло, дом его будет разрушен. Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она (Притч. 17, 14). Соломон советует, что ссору лучше оставить в самом начале, нежели ждать, пока она разгорится. Как оставить? Да просто развернись и уйди, потому что неизвестно, к чему она приведет. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом (Притч. 17, 15). У нас именно это и любят делать: оправдывать нечестивого. Говорят: «Мы должны войти в его положение, у него было тяжелое детство». Этого делать нельзя. А бывают люди, которые обвиняют праведного. Им доставляет удовольствие, найти что-то против него. Цель в том, чтобы все смешать в кучу: зло не такое уж плохое, а добро не такое уж и хорошее. Поэтому и слышим: «Разве он может быть хорошим, когда он сделал то-то и то-то?» А у других уже и удовольствие: «Наконец, и его мы «раскусили», а то изображал из себя праведника». Так рождаются сплетни. При этом люди забывают о третьей силе всего происходящего – Господе Всевидящем. Он следит за словами людей, Ему все это отвратительно и мерзко. К чему сокровища в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума (Притч. 17, 16). Зачем деньги глупцу, если он не может купить на них самого главного – разума? Глупец не ищет мудрости. Если у него и есть деньги, то он их быстро растранжирит и останется ни с чем. Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды (Притч. 17, 16). Для чего человек строит высокий дом? Чтобы похвастаться, возгордиться. Он разобьется на собственной же гордыне. А тот, кто уклоняется от учения, от узнавания воли Божьей, впадет в беду. Уклоняется он потому, что гордый. Кто настоящий друг? Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (Притч. 17, 17). Известно правило: друг познается в беде. Другом может быть только тот, кто любит во всякое время, и в горести, и в радости. Как брат, придет он во время несчастья на помощь. Кто себя так не проявляет, тот не друг. Царь Соломон во всех своих книгах подчеркивает, что надо осторожно подходить к выбору друзей, не каждому открывать свое сердце. Пусть у тебя будет один друг среди тысячи приятелей. Человека, который набирает себе много друзей, Соломон называет глупцом. Он всем раскрывает свое сердце, и найдутся такие, кто ударит его в самое больное место. У мудрого человека много приятелей, так как он со всеми ласков, дружелюбен, кроток и смирен, но друзей у него должно быть мало: один, два – уже много. А бывают времена, когда друзей заводить совсем нельзя. Есть «друзья», которые не выносят твоих успехов, а есть «друзья», которые не любят, когда ты не успешен, потому что не могут получить от тебя денег. И в том, и в другом случае с ними надо расставаться.
Tags: Евангелие дня, духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author