?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист (Игумнов).

Сегодняшнее чтение открывает историю праотца Авраама. Эта история начинается с обращения Богу к Авраму с призывом пойти из «земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» и идти туда, куда укажет Бог. Характерно, что Бог не определяет конечную точку маршрута. Он просто говорит выйди и иди. Аврам собирается и идет. Это произошло в ХIХ веке до Рождества Христова, задолго до Троянской войны и основания Рима. Маленький полукочевой клан, всего около трехсот человек, покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места пребывания. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь лишь призыву Божию. Это было первое богоявление Аврааму. Мы знаем, что будут и другие. Церковь всегда делала акцент на послушании Авраама Богу, на том, что он готов следовать туда, куда ему укажет Бог, без лишних вопросов и без требования каких-либо гарантий. Он не спрашивает подтверждения словам Бога, не спрашивает особых знамений, он вообще ничего не спрашивает, не вступает в какой-либо диалог, он просто исполняет повеление Божие. В этом весь Авраам. Конечно, в дальнейшем у него будут сомнения, будут терзания и метания, но самый первый и самый важный шаг он делает на основании веры и доверия. Мы ничего не знаем про то, был ли Авраам единственным человеком, который получил подобное указание от Бога. Весьма вероятно, что были и другие, ведь Бог обращается к каждому. Только реакция на это обращение бывает самой разной. Чаще всего это недоверие. В самом деле, выбор здесь невелик. Для того чтобы оставить все и идти, повинуясь лишь откровению Божию, надо быть либо совершенно отчаянным и безответственным, либо четко осознавать и видеть руку Божию, испытывать к Нему бесконечное доверие. Здесь кроется очень важный вопрос: как отличить собственные иллюзии от воли Бога? Особенно сегодня, когда мы не имеем патриархальной простоты жизни и когда наша общая издерганность и нервозность способны сыграть с нами злую шутку и выдать возвышенные фантазии за прямое обращение Бога. Ответ на этот вопрос прост и вполне очевиден: мы и Авраам находимся в принципиально разных условиях. Бог определил иной образ общения с человеком исходя из этих условий, и если Авраам был способен к непосредственному общению с Богом без всяких условностей, то для нас есть условие: богообщение возможно лишь в Церкви. Не как в организации или в здании, а как в сообществе верующих во Христа, Главу Ее, в Церкви, которая есть Тело [Христа], полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 22‒23). Только пребывание во Христе способно гарантировать возможность отделения собственных иллюзий от голоса Бога и дать силу и решимость следовать призыву Божию.