?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: проф. Казанской Духовной Академии магистр богословия П. А. Юнгеров; проф. Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев

1519. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых ‒ благочестивых и глупых ‒ нечестивых. Противопоставляются - качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других. Незлóбивъ вѣ́ру иметъ (верит) вся́кому словеси́ (слову), ковáренъ же (а хитрый) прихóдитъ въ покаянiе (подозревает тайную мысль). Μετάνοια — букв. покаяние, перемена мыслей у собеседников хитрого и лукавого человека. Премýдръ убоя́вся уклони́тся (боится и удаляется) отъ злá, а без(нераз)ýмныи надѣ́явся себѣ (понадеявшись на себя) смѣшáется (присоединяется к) съ беззакóнными. Наглодушенъ (вспыльчивый) мужъ безъ совѣ́та твори́тъ (поступает безрассудно), мýжъ же мýдръ длъготръпи́тъ (многое переносит). Раздѣля́ютъ безýмнiи (невежды получают в удел) злóбу, ковáрни же удержáтъ чювствiе (а благоразумные овладеют знанием). Въсплъзнутся (преклонятся) злíи предъ благи́ми (добрыми) и нечести́вiи послýжатъ при двéряхъ прáведныхъ. 20‒27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. Из двух стихов ‒ 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственн ой точки зрения, явление ‒ дружба лишь по видам корысти: Дрýзи възненави́дятъ други нищiа (бедных друзей возненавидят друзья), дрýзи же богáтымъ мнóзи (а у богатых много друзей), ‒ а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт: Укоряяи убóгаго съгрѣшитъ (укоряющий бедного грешит), ми́луяи же ни́щаго (милующий нищего, т. е. кто милосерд к бедному) блажéнъ.
Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства. Блудяще непрáведнiи (заблуждающиеся неправедники) дѣ́лаютъ злáя (зло), ми́лость же и и́стину дѣ́лаютъ блáзíи (исполняют добрые). Не свѣ́дятъ (не знают) ми́лости и истинны дѣ́лателе злóмъ (делающие зло, а) ми́лостыни же и вѣ́ра (верность) претворяютъ благи́мъ (переменяют, изменяют добрых; ст. 22), о пользе труда и о вреде празднословия: о всемъ пекýщися (у всякого заботливого) едино éсть благо, и слáщiи (а разгульный) и безъ печáли (беззаботный) въ оскуденiи (нужде) бýдетъ (ст. 23), о богатстве как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного: Вѣнéцъ премýдрыхъ богáтьствiе и́хъ, житié же безýмныхъ злó (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства: Избáвитъ злу (спасет от зла) дýшу свѣдѣ́тель вѣ́ренъ, раждизáетъ (распространяет) лжа (ложь) свѣдѣтель льстивъ (коварный; ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни: Въ стрáсѣ Госпóдни уповáнiе крѣ́пости (надежда твердая), чáдомъ же свои́мъ остáвитъ утвержéнiе ми́ру (ст. 26). Слово мира не имеет соответствия в греческом тексте александрийского кодекса.