?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: магистр богословия А. И. Покровский, профессор МДА

13. И сказалъ Господь: приближаются ко Мнѣ люди сіи устами своими; и чтутъ Меня языкомъ своимъ, сердце же ихъ далеко отстоитъ отъ Меня, тщетно чтутъ Меня, уча заповѣдямъ и ученіямъ человѣческимъ (Мѳ. 15, 8‒9; Мк. 7, 6). 14. Посему вотъ Я положилъ снова переселить (Мεταθεῖναι слав. преселити, т. е. измѣнить путемъ разныхъ политическихъ и духовныхъ переворотовъ) народъ этотъ, и переселю его, и погублю мудрость мудрецовъ и сокрою разумъ разумныхъ. Ср.: Пи́сано бо éсть: погублю́ премýдрость премýдрыхъ, и рáзумъ разýмныхъ отвéргу (1 Кор. 1, 19). 15. Горе устраивающимъ тайное совѣщаніе, не отъ Господа, горе скрытно составляющимъ замыселъ; и будутъ дѣла ихъ во тьмѣ, и скажутъ: кто насъ видѣлъ и кто узнаетъ о насъ, что мы дѣлаемъ? 16. Не будете ли вы подобны глинѣ горшечника? Скажетъ ли издѣліе сдѣлавшему его: не ты меня сдѣлалъ? или произведеніе своему художнику: не разумно ты меня создалъ? Ср.: Тѣ́мже ýбо, о, человѣ́че, ты́ ктó еси́, проти́въ отвѣщáяй Богови? едá речéтъ здáнiе создáвшему é(го) почтó мя́ сотвори́лъ еси́ тáко? (Рим. 9, 20). 17. И еще немного и Ливанъ будетъ какъ гора Хермель (по нынѣшнему евр. произношенію Кармилъ), а гора Хермель будетъ какъ дубрава. 18. И услышатъ въ тотъ день глухіе слова книги (этой), и прозрятъ изъ тьмы и мрака глаза слѣпыхъ. 19. И возрадуются нищіе о Господѣ великою радостью, и люди отчаявшіеся исполнятся веселія. 20. Исчезнетъ (Ἐξέλιπεν — букв. исчезъ; въ употребленіи времени уклоняемся, согласно контексту и пророческому характеру рѣчи) беззаконникъ и погибнетъ гордый и истреблены будутъ всѣ злые беззаконники, 21 и тѣ, которые побуждаютъ людей грѣшить въ словѣ; они всѣмъ, оправдывающимся во вратахъ (то есть городскихъ, гдѣ совершалось обычно судопроизводство), ставятъ сѣти, и обманываютъ неправдами праведнаго. 22. Посему такъ говоритъ Господь о домѣ Іакова, котораго Онъ выдѣлилъ отъ Авраама: не нынѣ постыдится Іаковъ, не нынѣ измѣнитъ лице свое Израиль. 23. Но когда дѣти ихъ увидятъ дѣла Мои, ради Меня они свято будутъ чтить Святаго Іаковлева, и убоятся Бога Израилева. В главе 29 пророк описывает тайные замыслы иудейских политиков, не укрывшиеся, однако, от его бдительного взора.

1324. Тайный совет людей и тайное решение Божие. 1314 И речé Госпóдь: приближáются Мнѣ́ лю́дiе сíи усты́ свои́ми и устнáми свои́ми почитáютъ Мя́, сéрдце же и́хъ далéче отстои́тъ от Менé: всýе же почитáютъ Мя́, учáще зáповѣдемъ человѣ́ческимъ и учéниемъ. Сегó рáди сé, Азъ приложý, éже пресели́ти лю́ди сiя́, и престáвлю я́ (Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно), и погублю́ премýдрость премýдрыхъ и рáзумъ разýмныхъ сокры́ю. Не желавшие слушать пророка Божия, иудейские политики и остальные иудеи все-таки внешним образом продолжали считать себя чтителями Господа. Ложность такого богопочитания и обличает теперь пророк и вместе с тем возвещает, что Господь посрамит их собственную мудрость, какою они гордились. Он Сам, Своей всемогущей силой, поразит гордых ассирийцев и возвысит Иуду. И впоследствии Господь будет Своей благодатью возвышать униженное, насильники же и лжецы будут истреблены. Вследствие этого потомки Иакова, в далеком будущем, во всем преклонятся пред Всевышним. Иудеи, очевидно, хотели во что бы то ни стало идти в своей жизни и особенно в политике своими путями, хотя наружно и поддерживали связь с храмом Всевышнего посредством внешнего богослужения. Наказанием за это будет то, что Господь будет и впредь (еще необычайно поступлю), как делал Он и раньше, посрамлять их хитрые замыслы. Он будет поступать с иудейским народом чудно и дивно, то есть совершенно неожиданно для них будет посылать им наказание и спасение. Очень вероятно, что здесь содержится предсказание об освобождении Иерусалима от ассирийской осады при царе Езекии. 1516 Гóре творя́щымъ глубóко совѣ́тъ, а не Гóсподемъ: гóре въ тáйнѣ совѣ́тъ творя́щымъ, и бýдутъ во тмѣ́ дѣлá и́хъ, и рекýтъ: ктó ны ви́дѣ, и ктó ны уразумѣ́етъ, я́же мы́ твори́мъ?Не я́коже ли брéнiе скудéльника вмѣнитéся? Едá речéтъ здáнiе создáвшему é: не ты́ мя́ создáлъ еси́? или́ творéнiе сотвóршему: не разýмно мя́ сотвори́лъ еси́? Подобно Ахазу (Ис, гл. 7), и Езекия старался вести политику самостоятельно, не следуя указаниям пророка Исаии и скрывая при этом от него свои замыслы. Прямо и открыто выступить противником пророка он не хотел, так как он уважал пророка, как посланника Божия. Но этим самым он показывал свое непонимание великого значения пророческого служения. Он думал обмануть пророка как будто бы, по мудрости, он превосходил его! На самом же деле он и его политики могли быть сравнены с глиной, тогда как настоящим горшечником был пророк Божий. Указывая при этом на нелепость политических замыслов министров царя Езекии, которые признавали возможным не слушаться Бога, пророк сравнивает их с горшком, который отказывается признать в сделавшем его мастере виновника своего бытия, и с художественным произведением, которое не хочет признать ума за сделавшим его художником. 1721 Господь Сам реформирует Свой народ, теперь столь невосприимчивый к Божественным откровениям. Пророк изображает это будущее изменение под символическими образами перемены, совершающейся в природе и жизни людей. Вместе с тем гордые своею мудростью иудейские политики погибнут. Очевидно, впрочем, что взор пророка от ближайшего будущего устремляется здесь ко временам самым отдаленным ко дням мессианского спасения. Не ещé ли мáло (еще немного), и приложи́тся Ливáнъ, áки горá хермéль, и хермéль въ дубрáву вмѣни́тся? Ливан не превратится ли в сад. Господь может и непроходимые Ливанские леса сделать простым, хорошо расчищенным садом, а также, и наоборот сад лесом. Ливан здесь преимущественно означает дикую силу и могущество ассирийского царя, а сад Иудейское государство. И услы́шатъ въ дéнь óный глусíи словесá кни́ги [сея́], и и́же во тмѣ́ и и́же во мглѣ́ óчи слѣпы́хъ ýзрятъ (ст. 18). Глухие. Пророк, вероятно, говорит здесь о духовно-глухих иудеях, на которых Бог навел дух усыпления (И бýдутъ вáмъ вся́ сiя́ словесá, áки словесá кни́ги запечатлѣ́нныя (запечатанной) сея́, ю́же áще дадýтъ человѣ́ку вѣ́дущему писáнiя (умеющему читать), глагóлюще: прочти́ сié. И речéтъ: не могý прочести́, запечатлѣ́нна бо; ст. 11-й). С проявлением благодати Божией среди народа, все их упорство кончится они перестанут быть глухими и слепыми к откровениям Божиим. Вместе с этим они найдут для себя счастье, освободятся от всякой нужды и будут радоваться в общении со Своим Господом: И возрáдуются ни́щiи рáди Гóспода въ весéлiи, и отчáявшiися человѣ́цы испóлнятся весéлiя. Содержание этих стихов (18 и 19) воспроизведено в известном ответе Христа ученикам Иоанна Крестителя: И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк 7:22; ср.: Мф 11:5) и, следовательно, это место имеет смысл и мессианский, указывая на те изменения, какие совершит Евангельская благодать в жизни всего человечества. Исчезé беззакóнникъ (не будет более обидчика), и поги́бе гóрдый (хульник исчезнет), и потреби́шася вси́ беззакóннующiи во злóбѣ (все поборники неправды) и творя́щiи согрѣшáти человѣ́ки во слóвѣ: всѣ́мъ же обличáющымъ во вратѣ́хъ (требующему суда у ворот) претыкáнiе положáтъ, понéже соврати́ша въ непрáвдахъ прáведнаго. Обидчик и хульник это прежде всего царь ассирийский, а потом вообще всякий враг Церкви Божией. Все поборники неправды это свои, домашние, притеснители народа иудейского. Требующему суда у ворот. По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. 2223 Сегó рáди тáко глагóлетъ Госпóдь на дóмъ Иáковль, егóже опредѣли́ от Авраáма (Господь, Который искупил Авраама): не ны́нѣ постыди́тся Иáковъ, нижé ны́нѣ лицé своé измѣни́тъ Изрáиль (лицо его более не побледнеет): но егдá уви́дятъ чáда и́хъ дѣлá Моя́, Менé рáди освятя́тъ и́мя Моé и освятя́тъ Святáго Иáковля, и Бóга Изрáилева убоя́тся. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. Искупил Авраама, то есть избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды, выведши его из Месопотамии. Иаков не будет в стыде, то есть получит все, что ему было обещано от Бога. Лицо его более не побледнеет. У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих правильнее перевести: когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них. Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима.