?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Когда-то, ещё в начале ХХ века один писатель сказал, что «человек создан для счастья как птица для полета». Он имел в виду, что стремление к счастью для человека естественно. Спорить с этим трудно хотя бы потому, что вряд ли мы найдем кого-то, кто всерьез будет стремиться к несчастью. В глубине души всякий желает полноты жизни, здоровья и достатка. И все же, при всей понятности таких идей, одно остается неясным: как вообще такая идея могла возникнуть в сознании человека, ведь вся наша жизнь есть постоянное доказательство того, что счастье невозможно, потому что даже самые здоровые люди заболевают, богатые разоряются, бедные не могут свести концы с концами… Жизнь наполнена проблемами и сложностями. Казалось бы, все мечты совершенно нереальны.

И все же, несмотря на все сложности, есть люди, которые верят, что существует Бог, что мир сотворен другим, и что их стремление к полноте жизни не абсурдно… Есть в этой вере и опасная сторона. Отношение к Богу может стать меркантильным, можно верить в Него только для того, чтобы Он был покровителем и обеспечивал те или иные блага. Но посмотрим вокруг? Разве верующие здоровее неверующих? Может быть верующие богаче? Может быть у них меньше проблем в жизни? Нет, не меньше. Кажется, зачем же тогда верить? Казалось бы, ответ прост: верить в Бога меркантильно — неправильно, но дело не только в этом. Говоря о вере люди ставят вопрос так, как будто бы от их решения зависит, есть Бог или нет, как будто они могут выбрать реальность по своему вкусу. Не получая чего-то от Бога, они могут сказать, что раз Он не удовлетворил их просьбу значит Его нет. Но вряд ли им пришло бы сказать то же самое о своих родителях, когда те, не давали им просимого. Почему-то многим им не приходит в голову, что у Бога могут быть свои планы и свое представление об их жизни. Именно потому что Бог не просто некоторая сила, но существо личное — Он не просто есть, Он активно присутствует в нашей жизни, несмотря на то, верим мы в Него или нет. И когда мы говорим, что мы стремимся к счастью, не стоит забывать, что Он стремится к нашему счастью вместе с нами. Только понимает его правильнее, чем мы. В сегодняшнем чтении мы видим, как Бог побеждает врагов своего народа. Как в своем возлюбленном винограднике Он присутствует день и ночь. Бог стережет его, чтобы никто не ворвался в него. И в тоже время, Он очень к нему требователен. Требователен так, как бывает требователен художник к картине, поэт к стихотворению. Требователен как тот, кто желает не просто смастерить поделку, но сотворить шедевр. И всё же, Бог спрашивает у Израиля, который истомился от проблем, так ли Он поражал его, как поражал его врагов? Так ли убивал его, как убиты его враги? Ответ пророка очевиден: Бог наказывал и отвергал свой народ с одной — целью загладить беззакония Иакова и исправить его. Плодами же этого исправления должно стать очищение от греха, которое только и может явиться началом пути к настоящему счастью.