?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

Наверное, многие слышали эти замечательные строки отечественного поэта:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Действительно, человеческое слово обладает огромной силой и играет большую роль в нашей жизни. Вот и в отрывке, который мы только что услышали, премудрый Соломон уделяет большое внимание именно речи людей. Она является показателем не только нашего социально-культурного статуса, но и того духовного состояния, в котором мы находимся. Как говорит Соломон, у нечестивого она многословна, однако бессодержательна. Увы, но сегодня порой это даже считается достоинством: бессодержательная болтовня слышна повсюду: интернет, телефон, радио, телевизор… Мы даже не замечаем, как девальвировалось наша речь. В чем же причина? Интересно, что в славянском тексте нечестивый называется «слобосердым» — то есть слабым сердцем, слабым чувствами. Вот эта слабость, немощь души маскируется болтливостью. Ум слабосердого человека, по мнению Соломона, — это развращенный ум. Развращенный — не означает обязательно блудный и похотливый. Это значит нецеломудренный, то есть, потерявший цельность, разбитый на множество воспаленным желанием обладать всей информацией, все знать, во все сунуть свой нос, словно перейти по каждой выплывающей ссылке в интернете. Такой ум ни на чем не может сосредоточиться надолго. Хватает-то он все, но вот только по верхам. И ничем поэтому не может насытится, только еще больше распаляется. Разумный же, наоборот, сосредоточен. Он не отвлекается на постороннее, бережет взгляд своего ума от потока ненужных новостей и сплетен, а потому и бережет слова. Его сердце твердое, оно не распалено желаниями, а потому речь скупа, не многословна, но всегда содержательна и по делу. Далее Соломон говорит о связи речи и деятельности человека. У человека трудолюбивого нет времени на болтовню. Вы, наверняка, замечали, что люди рабочих профессий, как правило, молчуны. Их труд не терпит празднословия. Поэтому после назидания о качестве слова автор хвалит трудолюбие и осуждается безделье. Даже самый низкооплачиваемый физический труд, намного лучше того, чтобы лежать на диване и перечислять свои достоинства. О таких Соломон говорит: скудоумные, выдают себя за знатных, но нуждаются в хлебе! В итоге Соломон подводит нас к важному выводу. Слово имеет огромную силу. Оно способно как созидать, так и разрушать. Слово доброе способно излечивать сердечные раны. Неосторожное, злое может глубоко ранить, расколоть семью, поссорить друзей. Такой необузданный язык служит доказательством нераскаянного сердца, а, следовательно, и безумия человека, его глупости. Весьма актуальные напоминания в период поста. Ведь он есть воздержания не только гастрономическое. В первую очередь это воздержание наших мыслей, чувств и, конечно, нашего языка. Ведь как говорит Спаситель, «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».