?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Традиционное библейское мировоззрение предполагает, что человек живет зная, что происходящее с ним не случайно, что в мире своей любовью и заботой присутствует тот, кто этот мир сотворил. При этом, подобная точка зрения далека от фатализма, который предполагает, что человек лишь присутствует при происходящих событиях, но не влияет на них. Писание сочетает представления о том, что Бог активно присутствует в мире, с идеей свободы человека, который своими действиями так же может изменить свою жизнь. И все же, человек не равен Богу в своем влиянии на жизнь. Не только на всеобщую, но и на свою собственную. И дело здесь не только в том, что Бог всемогущ, в то время как человек слаб, но и в том, что Бог творец и Ему не безразлична судьба людей. Сотворив их, Он знает в чем их смысл, знает к чему необходимо вести каждого. Зная все это и соблюдая при этом свободу каждого, Бог учитывает не только то, что учитываем мы, но знает всю картину в ее целостности и действует в жизни человека наилучшим для него образом. Верность Бога своему замыслу замечательно иллюстрируется в сегодняшнем чтении. Ахаз, нечестивый царь, который поставил идола Ваала в Иерусалиме. Договорившись с ассирийским царем Однако уже в его дни, несмотря на неверность царя и народа пророк говорит о том, что Бог сокрушит царя ассирийского, что и происходит при сыне Ахаза Езекии. Самоуверенные цари филистимские, как и прочие противники народа Божьего будут наказаны пришедшими захватчиками, хотя ничто не будет предвещать этого. Тогда воцарится мир в Иерусалиме, так что «беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности». При этом делом иудеев было не столько военное сопротивление врагам, хотя они, конечно, его оказывали, но исправление жизни, которое приводит к внешним изменениям. Может показаться, что Бог принуждает к верности Себе, но это не так. Человек, который выходит из Завета сам лишается Божьей защиты, отказывается от нее, доверяя богам иным, которые неспособны его защитить. И если историческая сторона жизни иудеев и образы конкретных ассирийских царей были в меньшей степени важны для тех, кто учился вере в период великого поста, то духовный смысл пророчества был для них чрезвычайно важен. Читая пророка Исаию, они понимали, что их человеческие усилия важны, но они плодотворны лишь тогда, когда сопряжены с верностью Богу. Переходя из язычества в христианство, они учились соизмерять свои усилия с верой в промысел Божий, свою волю с волей Его. Проходя сегодня вместе с церковью путем Великого поста или только присматриваясь к нему, мы так же должны учиться этой великой премудрости жизни с Богом.