?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Александр Павлович Лопухин

Глава 12, 23‒28. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями. Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (Мýжъ разуми́въ престóлъ чювствiю (седалище знания), сéрдце же безýмныхъ уткнется въ кля́твахъ (встретит проклятия); ст. 23). 24 Рукá избрáнныхъ удержи́тъ (будет господствовать) удóбь(но): льсти́вiи же бýдутъ въ плѣнéнiе (коварные будут под данью). Умение мудрого ‒ утешить словом печального (Стрáшно слóво сéрдце мýжу прáведну смущáетъ, вѣ́сть же блага (добрая) весели́тъ и (его); 25) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (Разуми́въ прáведникъ себѣ́ дрýгъ бýдетъ (дающий себе во всем отчет, будет самому ceбе другом) ‒ указывает ближнему своему путь: воля (замыслы) же нечести́выхъ безъ смотренiя (жестоки): согрѣшáющей(их) пости́гнутъ злáя, пýть же нечести́выхъ прельсти́тъ я; введет их в заблуждение; ст. 26). Умение мудрого ‒ прилежание и трудолюбие: Рукá избрáнныхъ одержи́тъ удóбь... стяжáнiе же честнóе мýжъ чи́стый (24а, 27б); напротив, осуждаются противоположные пороки нечестивого, который останется без награды: Не улучи́тъ льсти́выи лови́твы (коварному не достанется добыча). Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию: Въ путéхъ прáведныхъ ‒ живóтъ, путié же враждующихъ въ смéрть (к смерти; ст. 28). Глава 13, 13. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. Сы́нъ худóженъ (благоразумный) послушли́въ отцý, сы́нъ же ослушливъ поги́бель (непокорный погибнет). Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости ‒ излюбленная мысль Премудрого. Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром: Отъ плода прáведнаго снѣ́сть сынъ благъ (вкушает от плодов правды), душа же законопреступникъ гибнутъ безъ года (безвременно). И́же храни́тъ своя́ устá блюдéтъ (бережет)свою́ дýшу, а опасивыи устнáма (смелый на язык) устраши́тъ (самого) себé (ст. 2‒3).

49. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (Сýть богатя́ще себé, ничесóже имýще (иные выдают себя за богатых, ничего не имея), и сýть смиря́ющеся въ мнóзѣ (смиряют себя при большом) богáтствѣ; ст. 7) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (Въ пóхотехъ éсть вся́къ нетягъ (праздный): рýки же въстанливыхъ (мужественных) въ прилѣжáнiи (в работе); ст. 4), о силе и опасностях богатства (Избавлéнiе мýжу души́ своé его (выкупом за жизнь человека служит собственное) богáтство: ни́щiи же не постои́тъ прещéнiя (бедный и угрозы не претерпевает); ст. 8), ‒ то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (Словесé непрáведна (ложное) ненави́дитъ прáведникъ: нечести́выи же стыди́тся и не имать дерзновéнiя (смелости). Прáвда съхрани́тъ беззлобивыя (незлобивых в пути): нечести́ва же блѧдива (злым) твори́тъ грѣ́хъ; Свѣ́тъ прáведникомъ присно (всегда), свѣ́тъ(ильник) же нечести́выхъ угаснетъ: душа же льсти́выхъ блудятъ въ грѣсѣ́хъ, прáведнiи же щедруютъ и ми́луютъ; 5‒6, 9). В ст. 9 по тексту Семидесяти имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτίαις δίκαιοι δὲ οἰκτίρουσιν καὶ ἐλεῶσιν, слав: душа же льсти́выхъ (коварных) блудятъ (блуждают) въ грѣсѣ́хъ, прáведнiи же щедруютъ (сострадают) и ми́луютъ (в русск. синодальном переводе эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.