?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с эпизода призвания одного из двенадцати апостолов по имени Левий. Левий, сын Алфея, был мытарь, то есть сборщик налогов. В еврейском обществе, и особенно среди ортодоксальных иудеев, которые задавали тон общественному настроению, это было одно из самых презираемых занятий. Ведь мытари собирали деньги в пользу римских захватчиков. А потому, и по справедливости, они считались изменниками родины и даже предателями веры. Не удивительно, что обществом мытарей гнушались, подобно тому, как избегали общения с блудницами и другими опустившимися социальными элементами. А потому тот факт, что Христос призывает в число своих ближайших учеников такого человека, вызывает у очевидцев происходящего удивление и возмущение. Еще больше их возмущает то, что это не единичный случай. Господь принципиально окружает себя такими людьми и, о ужас, разделяет с ними трапезу! Совместная трапеза на Востоке не просто удовлетворение биологической потребности. Это событие глубоко символическое — признак особой близости людей, их готовности разделять жизнь друг друга. А потому и упрекают Господа ревнители благочестия и традиции: «Как, Ты проповедуешь о таких высоких вещах, заявляешь о Своем избранничестве, а Сам окружаешь Себя таким сбродом. Разделяешь с ними трапезу. Вот, Кто Ты на самом деле. Такой же низкий и грешный человек». На это Господь и отвечает им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Давайте задумаемся, о чем идет речь?

Кто такие праведники? Неужели это те, кто не совершил никакого греха? Конечно, нет. Смысл слов Господа станет понятен, если мы распознаем в них иронию. Ведь Он прекрасно знает, что перед святостью и праведностью Бога человеку невозможно быть абсолютно святым и праведным. По мысли Спасителя, праведники — это те, кто не видит своего внутреннего недуга, те, кто уверены в своей чистоте. И речь здесь не обязательно идет о религиозном благочестии. Достаточно иметь хорошее воспитание, образование, надежных друзей, полезные знакомства, крепкую семью, воспитанных и благонадежных детей, нравственную безупречность и отличную репутацию. Часто именно этого довольно для того, чтобы человек не испытывал потребность в Боге. Достаточно просто твердо стоять на ногах в этой жизни и ощущать это всеми клеточками своей добропорядочной души и крепкого, здорового организма. В этом случае не нужен ни врач, ни Бог. Совсем иначе ведет себя тот, кто ощущает, что в нем поселилась болезнь, а тем паче болезнь смертельная. Он готов все свое имущество растратить на врачей, лишь бы продлить жизнь. Точно так и в отношениях с Богом. К нему приходит тот, кого жизнь подломила. Тот, кого она скрутила, и кто начал осознавать, что сам он не может вылезти из этого болота. Тот, кто почувствовал свое умирание, свое несовершенство, свою немощь, одним словом, то, что Священное Писание называет грехом. Такой человек не просто ищет Бога, такой моментально среагирует на любой Его знак, а тем более призыв. Реакция Левия на призыв Христа — яркое тому свидетельство. Евангелие говорит, что он тотчас пошел за Спасителем. Бросился за Ним, будто ему дали последний шанс вырваться из того унизительного состояния, которое он сам болезненно переживал и из которого простыми человеческими усилиями вырваться ему было уже невозможно. Именно это привлекало ко Христу и других людей, кто по разным причинам ощущал свое несовершенство. Напрямую все это касается и нас. По настоящему прийти к Богу можно только в том случае, если ты действительно ощутил нужду в Спасителе. Для этого не обязательно становится маргиналом и опускаться по социальной лестнице. Для этого лишь необходимо участвовать в Таинствах Церкви и воспитывать в себе то, что христианская традиция называется сердечное сокрушение. Лишь в этом случае мы можем увидеть то, кто мы есть на самом деле и возыметь нужду в Творце. А это и есть начала подлинного выздоровления и в итоге победы над смертью.