?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей о Великом потопе. В ней содержится немало моментов, которые вызывают у читателя удивление. Вот и сегодня мы услышали, по крайней мере, о двух таких деталях. Давайте рассмотрим их пристальнее. Отрывок начинается с упоминания о возрасте Ноя, когда на земле произошла катастрофа. Ему было шестьсот лет. Поразительная цифра! Если мы прочитаем ближайшие главы книги Бытия, где упоминается о первых людях, то увидим, что, согласно Библии, все они жили очень продолжительное время. Средний возраст жизни колеблется от 900 до 1000 лет. Как это понимать? Толкователи предлагают различные версии на этот счет. Кто-то говорит, что здесь мы имеем дело с метафорой. Возраст — всегда уважение. Чем больше Писание приписывает человеку, тем большим авторитетом оно наделяет его в глазах читателей. Кто-то говорил, что речь идет не о времени жизни конкретных людей, но о целых династиях. Личные имена, Адама, Сиф, Енох, Ной — всего лишь патронимы, имена основателей рода. Кто-то утверждал, что число лет жизни древних патриархов — символы. Каждое таит какое-то значение, которое было очевидно для представителей древневосточной культуры, в рамках которой была написана Библия, но утратило значение для нас, а потому для нас теперь это только цифры. Христианская святоотеческая традиция толкования Писания понимает эту продолжительность буквально. После грехопадения смерть не сразу вступила в свои права. И в душе, и в теле человека все еще действовала благодать рая. Именно она хранила первых людей от быстрой смерти. Не случайно после потопа, когда земля стала совсем иной, когда печать Эдема была окончательно стерта с лица земли водами потопа, померкла, жизнь человека резко сократилась до 120 лет. Подтверждение этому мы видим и сейчас. Даже после смерти тела святых не подвергаются тлению, то есть гниению и разложению. Благодать Божия так обильно жила в их телах, что продолжает хранить их и после того, как душа их покинула. И еще один момент обращает на себя внимание. Ковчег построен. Его наполняют животные и птицы. Они пришли сюда по внушению Божию. Как, спросим мы, вся живность уместилась в одном корабле? Здесь на помощь приходит уже простой расчет. Ковчег был гигантских размеров. Вспомним, что говорит о нем Библия: «длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». Если учитывать, что длинна локтя чуть более сорока пяти сантиметров, то размеры ковчега могли быть следующие: около 140 метров в длину, 23 в ширину и 14 в высоту. Корабль такого размера мог вместить около 600 товарных вагонов. Если учитывать современные нормы перевозки скота, Ной в ковчег могли бы расположиться около 66000 пар овец. Кроме того, вспомним, что не все виды живых организмов нуждались в спасении от воды. Большая часть живых организмов вполне комфортно чувствует себя именно в воде. После того, как животные устроились в ковчеге, в корабль входит сам Ной и его семья. Наступают последние мгновения покоя. Весь мир замер в ожидании бури. Писание хранит в себе много тайн. С одной стороны, понять их можно тщательно исследуя текст Библии, ее исторический контекст, привлекая данные современных наук и человеческой логики. Но это еще далеко не все. В первую очередь человек должен жить молитвой и иметь опыт причастия божественной благодати. Только так он сможет понять, что все те чудеса, которые описывает священный текст, не такие уж и чудесные. Все они естественное и закономерное следствие действия Бога и Его сил в этом мире. И если мы каждый день будем переживать, как он действует в нас, то и библейские описания того, как Он действовал в судьбах других людей станут для нас вполне логичными, правдоподобным, соответствующими нашему личному духовному опыту.