?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Икона XV века, написанная в Италии, была привезена в Россию одной из фрейлин императрицы Елизаветы Петровны. Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она принадлежала роду графов Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. Икона эта уже была известна как чудотворная. В доме одного из представителей этого семейства ― графа Владимира Ивановича Капниста, проживавшего в селе Козельщино Полтавской губернии, и произошло чудо, получившее широкую огласку. Однажды дочь графа Мария подвернула ногу. Вроде бы незначительная травма неожиданно для всех вызвала серьёзное прогрессирующее заболевание суставов, превратив цветущую девушку практически в инвалида. Многочисленные процедуры и лечение у известных докторов не помогали, состояние девушки всё более ухудшалось. И вот 21 февраля 1881 года родители решили вывезти Марию в Москву, куда прибыл знаменитый европейский врач Шарко. Перед дорогой, по семейному обычаю, девушка помолилась перед образом Божией Матери и решила протереть ризу на иконе. Плача и молясь перед образом, с трудом протирая ризу обессиленными руками, девушка неожиданно почувствовала, как живительные силы вливаются в её руки и ноги, дотоле практически лишённые чувствительности. Через некоторое время Мария предстала перед изумлёнными домочадцами совершенно здоровой. Собравшийся в Москве консилиум врачей, которые ранее лечили девушку, подтвердил чудесное исцеление. С тех пор чудеса от Козельщанской иконы Пресвятой Богородицы стали фиксироваться в специальной книге. Для расследования чудотворений из Полтавы в село Козельщино была направлена специальная комиссия, на глазах которой перед святым образом исцелился больной мальчик. В графском саду для чудотворной иконы была сооружена часовня, позже ― храм и монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. После чудесного исцеления дочери В. И. Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. В 1882 году здесь был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года была учреждена женская община, 17 февраля 1891 года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Почитание иконы также росло в Москве. Так, специально для московского храма при больнице для неизлечимых больных освящённом в 1904 году в Полтаве была написана копия образа. В 1929 году обитель была закрыта. Перед закрытием монастыря на образе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровавые слёзы. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде, принуждали игумению Олимпиаду подписать бумагу о том, что с иконы выступает краска, а не кровь. Игумения, а также письмоводительница монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игумения 0лимпиада была зверски замучена в той же тюрьме. В 1941 году, во время немецкой оккупации, Рождество-Богородичный монастырь был открыт, но просуществовал до 1949 года. Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, а в феврале 1993 года чудотворная икона вернулась в обитель ― несколько десятилетий икону укрывали в одной из киевских квартир бывшие монахини обители.  В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре Киевской епархии. Козельщанской иконе Божией Матери составлена служба и акафист. Тропарь: Веселися, земле Полтавская/ и все Отечество наше православное,/ се бо яко светозарное солнце,/ явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ теми убо обретаем яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, молящияся Тебе,/ единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя. Молитва: Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианского! Чудотворней иконе Твоей благоговейне предстояще, молим Тя: услыши нас молящихся Тебе, приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниях, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых. Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. О, Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем; осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святаго храма сего, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих; заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворней иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.