?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

В том отрывке, который мы только что услышали, Писание приступает к рассказу о Великом потопе. Прежде всего, оно называет его главную причину. Это не просто стихийное бедствие, прихоть равнодушной природы. Оно всего лишь следствие. Основная причина — религиозно-нравственное состояние человека. Оно спровоцировало катаклизм. Именно поэтому в начале отрывка говорится о том, какие беззакония люди сотворили по отношению к Богу и окружающему миру. О чем идет речь? Как говорит священный текст, они стали творить зло и «растлили» землю. То есть человек разрушил тот мир, которому должен был быть владыкой и хранителем, которому он должен был стать любящим царем-отцом. Возможно, речь идет об уничтожении растительности и животных. То есть люди своим нечестивым поведением истощили землю, нарушили некий существующий в природе баланс и тем самым поставили мир на грань катастрофы.

В результате Господь и принимает решение истребить человечество с лица земли. «Жестокий Бог!», — скажем мы. Обратим внимание на выражение «земля растлилась» от поступков людей. Не случайно переводчик на русский язык выбрал именно этот глагол. Он прекрасно подчеркивает суть происходящего. Она связана с тлением, гнием. Так можно сказать о чем-то умершем, протухшем. В сознании возникает аналогия с мертвым телом. Иными словами, все человечество, а за ним и весь мир стал походить на огромный разлагающийся труп. Если взглянуть на происходящее под этим углом, то мы поймем, что речь идет не о жестокости, а скорее о милости со стороны Бога к человеку и природе. Это именно тот случай крайне бессмысленного страдания, когда смерть становится единственным выходом. Грех, разврат, болезнь, а с ними и боль прекращают развиваться в дурную бесконечность. Поэтому гибель человечества в водах потопа — скорее его упокоение, очищение и спасение. Именно так понимали решение Бога христианские толкователи. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Создавшая людей Благость испытывала боль о том, что должны они погибнуть за дела свои, а если не погибнут, то через них сделаются нечестивыми последующие за ними поколения». На гибель в водах потопа обрекаются не только люди, но и все животные. И это закономерно. Ведь по учению Священного Писания, между человеком и природой существует самая тесная связь: как нравственное падение, так и восстание человека отражается на окружающем мире. Иными словами, Вселенная, живая и неживая природа, несет на себе всю тяжесть последствий человеческого выбора. Ведь именно человек ее глава. Вот среди этих горьких обстоятельств Бог обращается к Ною и призывает его построить ковчег. Итак, сегодня Писание сообщает нам важную истину. Наш мир — это единый организм. Как живое, так и неживое в нем связано между собой самым тесным образом. Этот организм имеет строгую иерархию, во главе которой стоит человек. Это не столько привилегия, сколько огромная ответственность. Именно человек принимает решение, какова будет судьба всего, что его окружает. Вывод прост. Никто из нас не имеет права строить свою жизнь, будто он автономный атом, который никому и ничем не обязан. Всякий наш поступок, слово, мысль имеют такую силу, что отражаются не только на нас и наших близких, но раздаются эхом в самой далекой точке Вселенной. Они могут, как деформировать, так и преображать нашу реальность. В конечном счете их качество зависит от того верим мы в Бога или нет и насколько последовательно исполняем Его заповеди.