?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: Протоиерей Андрей Ткачев

Проповедь в среду 2-й седмицы Великого поста на Литургии преждеосвященных Даров 28.02.2018 г. Как вы, может быть, заметили, время поста проходит быстро. Уже пролетело полторы недели. И по окончании Литургии говориться в молитве, что Бог дал нам эти дни к воздержанию страстей, к надежде воскресения. И прóсится далее, чтобы мы достигли через святую Четыредесятницу поклониться и святому Воскресению. Посты имеют свою цель и направленность. Направленность церковных постов ― это воскресший Господь. В высшем смысле пост ― это самоумерщвление, умирание. Потом, на Пасху, будет неоднократно пропета такая фраза: «Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе». То есть, вчера я умирал с Тобою, Ты воскрес и я воскрес с Тобою. Это уже было однажды, в крещении, потому что мы крестились в смерь Иисуса Христа и в Его Воскресение, погрузились в воду и вышли из нее. Мы восстали с воскресшем Господом по третьем погружении. И пост таким же образом имеет свою цель сраспинаться с Христом в меру человеческих сил. Потому что, если человек отнимает от себя что-либо, ― это маленькая смерть. Лучший из древних философов Платон, говорил, что цель философии ― научиться умирать. Имея ввиду, что если человек постепенно отвращается от того, что любят все, и то, что всем интересно, его не интересует, и то, что раньше поглощало все его внимание, постепенно отдаляется в плане проведения досуга, в плане разговоров, болтовни, в плане утучнения себя излишней пищей ― это что-то похожее на постепенное умирание. Так мы действительно учимся умирать. И потом святые отцы повторяли эти слова. Силуан Афонский тоже говорил, что человек в жизни христианской умирает для греха. Павел Великий сказал, что «если Христос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для Господа». Какой критерий оценки представляется нам! Вот есть во мне Христос или нет? Часто люди говорят: «У меня Бог в душе есть». Хорошо, если есть. Как проверить? И повторимся, Павел говорит: «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для Господа». Это драгоценное состояние. Если у кого-то это есть, то можно только присматриваться к нему и брать пример и стараться жить так, как он живет. Потому, что великое дело ― умереть для греха прежде смерти и жить для Господа до Страшного Суда. Вот сегодня отслужена вторая служба. Каждый день в этих Богослужениях мы читаем молитву Ефрема Сирина. И давайте, перед тем как попрощаться, обратим внимание на первую просьбу: «Дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми…» Даже не будем всего разбирать, начнем хотя бы с праздности. «Многой злобе научила праздность» – говорит Соломон. То есть, человек праздный ― человек ничем не занятый. Вот как «беременная» звучит на славянском языке в Евангелие ― «непраздная». И когда говориться о Страшном Суде, приближении казней, то Господь говорит: «Горе непраздным и доящим в те дни». То есть, непраздная ― она же и занятая. Она не пустая. В ней есть благословение и еще одна будущая жизнь. И вот, праздный ― это человек пустой. Праздными могут быть слова. Произносятся слова, но вместе с тем они могли бы не произноситься и никто бы не пострадал, потому что в них нет ничего смыслового. Это просто пустой треп, из которого состоит 95% человеческого речевого общения. Есть люди, специально прячущие свои мысли за словоблудием, а есть просто говорящие ни о чем. Смотришь, все с телефонами и непрестанно с кем-то разговаривают. О чем? Там, в общем-то, смысловых вещей не так уж и много. То есть, праздность ― это пустота. Это та самая суета, о которой Соломон пишет в книге Екклесиаста. И человек ничем не занятый, он постоянно грешит. Во-первых, он громкий и заметный. Как пустая бочка, когда катится, она слишком громыхает. Или, как погремушка, которая заметная и шумная. И, конечно, совсем не хочется быть похожим на существо пустое, гремящее, пустопорожнее, бесполезное, делающее много шума, но не производящее никакого смыслового движения в мире. Кроме того, человеку надо трудиться. И в это надо обязательно под каким-то образом внедрить детей наших. Мы, конечно, хотим, чтобы они были менеджерами высокого звена, чтобы стояли у руля каких-то компаний или целого государства, чтобы они разбирались в каких-то очень сложных, высоких предметах, связанных с мировой экономикой. Но если они не будут завязывать себе шнурки сами и не будут чистить свою обувь, выходя утром из дома, если не будут заправлять за собой постель, если не будут бросаться к матери на кухне, чтобы отодвинуть от раковины и самим помыть что-то, если не будут присматриваться к отцу, поднявшему капот автомобиля, если они будут воспитаны нами в таком режиме, где все готово и все уже есть, то, конечно же, мы сильно согрешим. Человек должен быть трудолюбив. Обязательно должен всячески трудиться. Поскольку мы имеем бессмертную душу, мы должны совершать умный душевный труд. Это очень важная задача жизни. Но поскольку мы имеем многострастное и многотребующее тело, то мы должны трудиться и телесно. Причем все, без всякого изъятия, каждый по возможности и силам.