?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Многие, читающие Священное Писание, замечали, как непривычно для нашего восприятия, в нем говорится о рождении потомства: рожают почему-то мужчины. Обычно это является предметом шуток, хотя встречаются и те, кто считает, что это не просто патриархальная форма повествования, но соотносится с тем, что жена сотворена как подчиненное существо, не как равная Адаму. Что ж, обратимся к тексту книги Бытия. В начале 5 главы мы видим уже третье описание сотворения человека. Обычно мы читаем первые два и более-менее помним, что Ева сотворена из ребра Адама. Но сегодняшнее чтение, которое в этом перекликается с описанным в первой главе, подчеркивает, что Адам и Ева сотворены вместе. Это позволяет предположить, что описание сотворения из ребра не есть простая хронология, но попытка осмыслить сложность и двусоставность человека, в котором женское является частью и гранью общей человеческой природы. Неслучайно, в сегодняшнем чтении удивительным образом о сотворении двух говорится как о сотворении одного. И эта общность естества в мужчине и женщине подчеркивается тем, что в тексте о человеке говорится: по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их. Как было бы логично сказать «его», но Писание говорит именно «их», потому что именно «им» Бог далее дает общее имя человек. Здесь же стоит вспомнить, что словом «помощник», которым называется жена при творении, не имеет ничего общего с подчинением, с ролью прислуги, ведь если мы обратимся, например, к псалмам, Давыд часто просит Бога быть ему именно помощником, так как само слово помощник — указывает не на подчинение, а на соработничество. И как Бог может помогать человеку на пути спасения, так и люди могут идти по пути спасения, помогая другу другу. Конечно, после творения происходит грехопадение. Конечно, после грехопадения Бог прямо говорит жене, что в наказание за грех муж будет господствовать над нею. Но если это наказание, значит до греха было иначе и значит в Церкви, где грех уничтожен Христом, равенство в любви и соработничестве восстанавливается. Однако восстанавливается не как простое и механическое уравнивание всех со всеми, но как откровение каждым своего уникального служения в жизни с Богом. Это жизнь описывается в сегодняшнем чтении через образ Еноха, который как говорит Писание «ходит перед Богом». Это выражение очень важно, потому что показывает, что такое истинная праведность, из чего она рождается. Енох живет во время до появления закона, ему еще нечего исполнять, чтобы формально доказать свою верность… Но верность и не доказывается формальностями. Она осуществляется как явление миру подлинно глубоких отношений с Богом, когда человек всего себя поставляет перед Его лицом и ему не становится страшно, он не бежит этого присутствия, потому что жизнь его обретает настоящую полноту.