?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Преподобный Маруфа, епископ Месопотамский, Мартиропольский, Майферкатский († ок. 422) был епископом города Майферкат (иначе Мартирополь, греч. Μαρτυρόπολις, современный Силван, Турция), пограничного города Византийской империи и Персии [Распространенная ассоциация Мартирополя с городом Тигрит является ошибочной. Вероятно это следствие путаницы жизнеописаний двух разных епископов.]. Церковный историк, врач и поэт IV‒V вв., Маруфа еще при жизни прославился своей ученостью и благочестием. За свою бытность епископом побывал в Антиохии, в Малой Азии, в Константинополе и принимал участие во многих собраниях и поместных соборах. Много сделал для защиты христианского вероисповедания на территории Ирана, и оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, многие из которых до настоящего времени не изданы. В 381 году святой Маруфа участвовал на II Вселенском Константинопольском Соборе, созванном против ереси Македония, а в 383 году ― на поместном Антиохийском Соборе против мессалиан. Маруфа несколько раз был послом императоров Аркадия и Феодосия Младшего при дворе персидского шаха Йездигерда I. По другим данным, первый раз Маруфа в составе императорского посольства прибыл в Персию еще при шахе-гонителе христиан Шапуре II. Шаханшах пригласил его для лечения сына, выздоровление которого послужило основанием для достижения «мира и согласия». Последующие посещения Ирана Маруфой относятся ко времени шаха Йездигерда. Маруфа завоевал расположение Йездигерда как талантливый врач, яркий богослов и способствовал сближению Ирана с Римской империей как в политическом, так и в церковном отношении. Епископ убедил шаха выдать ему останки святых мучеников, которые засвидетельствовали свою веру во Христа в Персии во время ужасного гонения, длившегося с 340 по 379 год. Маруфа разыскал мощи христианский мучеников и перенес их в свою епископскую резиденцию Майферкат, которая с тех пор стала называться Мартирополем, то есть «Городом мучеников». После 399 года император Аркадий обратился к шаху Йездигерду с письмом, в котором просил смягчить отношение к христианам и пресечь их преследование и ограбление. Шах был в то время болен и «с радостью» принял епископа Маруфу, который привез ему это послание и излечил от тяжких головных болей. Шах послал императору подарки, гонения прекратились. Тогда же при содействии Маруфы было достигнуто соглашение между христианской Церковью и государственной властью Ирана. Церковь получила некоторую свободу и с согласия шаханшаха был избран новый католикос. В 403 году епископ Маруфа принял участие в так называемом «Соборе при Дубе», осудившем св. Иоанна Златоуста. Несмотря на это, Иоанн Златоуст в 14-м письме к Олимпиаде просит ее оказать помощь Маруфе, еп. Мартирополя (Майферката), активно проповедовавшему христианство в Персии в его миссионерской деятельности. Согласно Сократу Схоластику, епископ Маруфа в ходе подготовки к этому печально известному собору нечаянно наступил на мозоль одному из главных его организаторов - Кирину, еп. Халкидонскому. У последнего это вызвало гангрену, от которой тот и умер. Через несколько лет, в 410 году, святой Маруфа вернулся в Персию чтобы принять участие в Селевкийском соборе, который по приказу шаха созван епископом Селевкии-Ктесифона Исааком. Задачей Собора была реорганизация Персидской Церкви. По окончании собора епископ Маруфа не переставал следить за умиротворением и порядком Церкви в Сасанидском государстве. Cкончался около 422 года. По другим данным, он не дожил до собора 420 года. Тогда посольство императора в Иран возглавлял не Маруфа, а Акакий, епископ Амидский. Таким образом, обмен посольствами и взаимные мирные отношения между обеими великими державами налаживались при посредстве сирийцев, которые могли быть с успехом использованы для такой политической миссии. Впоследствии, когда начались опустошительные набеги персов на Месопотамию, Мощи святого Маруфы были перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери. Принято считать, что его перу принадлежат труды: «Толкование на Евангелие»; «История мучеников Персидских»; «Левни Маруфы»; «Литургия» Маруфа; «26 правил Ктесифонтского Собора»; «73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора». Наиболее известный труд Маруфы Мартиропольского ― «История мучеников персидских» ― отличается высокой достоверностью. В честь персидских мучеников Маруфа создал также священные песнопения, до настоящего времени находящиеся в употреблении у сирийцев.

Метки: