?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

Что есть фундамент подлинной духовной жизни? Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе ответ на этот важный вопрос. Две глубоких истины, открывает Христос Своим слушателям. Во-первых, речь идет о добрых делах. Подлинное доброе дело лишь то, которое совершается втайне. Речь идет не столько о том, чтобы оставаться в безвестности. Ведь это не всегда возможно. Сколько о том, что сам благодетель должен не замечать тех благодеяний, которые он оказывает людям. Иными словами мы не должен вести подсчет своим поступкам. Совершая, сразу же забывать о них. Не ждать от людей и от Бога благодарности и не рассчитывать на вознаграждение. Совершение доброго дела должно стать для нас совершенно бескорыстным и абсолютно естественным. Как то, что мы едим, сидя на стуле и поставив тарелку на стол, а утром чистим зубы и расчесываемся. Только мы начинаем задумываться о своей добродетельности, только начинаем услаждаться своей порядочностью, подсчитывать, сколько хорошего мы сделали людям, ожидать от них похвалы, награды, незаметно, очень тонким слоем наше сердце начинает покрывать тщеславие. Впоследствии именно оно дает нам повод превозноситься над теми, кому мы только вчера оказали благодеяние. Наше доброе дело протухает. Не приносит душе совершенно никакой пользы. Это и есть опасность фарисейства. Поэтому и говорит Господь: пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. Именно так действует Бог. Благость — это свойство Его бытия. Это нечто естественное для него. Он не может не быть благим. К этому же призван и человек. Вторая важная истина — истина о молитве. Опять же речь идет не просто о том, что мы должны обязательно уединяться во время молитвы. Ведь существует практика общественного богослужения. Речь идет о том, что наше благочестие не должно быть напоказ. Более того, слова Христа можно понять и как призыв к постоянному сердечному разговору с Богом, который должен совершаться в тайниках души человека. Такая сердечная, постоянная молитва должна стать для нас естественной, как если бы она была дыханием. Не случайно Церковь сегодняшним чтением напоминает нам об этих истинах. Ведь мы находимся в преддверии Великого поста. А его смысл не просто в гастрономических ограничения, но в первую очередь — в активизация доброделания и молитвы. Только в том случае, если мы будем словам Христа, наша духовная жизнь, наш пост будут подлинно христианскими и обязательно принесут душе мир и покой.