?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Автор книги Притчей не скупится на простые житейские мудрости, которые, с одной стороны, всем известны и интуитивно понятны, а с другой стороны, нуждаются в постоянном повторении. Пятая глава книги посвящена увещеванию о хранении супружеской верности. Шестая глава начинается с предостережения: Соломон говорит о том, что не стоит выступать за кого бы то ни было поручителем. Вряд ли Соломон имеет в виду поручительство перед кредитными организациями, что, конечно, само по себе таит известную опасность. Впрочем, может оказаться, что именно финансовое поручительство подразумевал автор. Но тогда возникает закономерный вопрос: для чего из года в год на второй неделе Великого поста Церковь предлагает нашему вниманию этот отрывок? По мнению преподобного Максима Исповедника, слова «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» имеют помимо буквального еще и некое аллегорическое значение. Он полагает, что под «ближним» стоит понимать тело человека из-за отношения к нему души. А слова «если ты поручился» говорят о том, что нельзя удостаивать тело жалости. При таком прочтении слов книги Притчей все становится на свои места: действительно, во время строгого поста тело просит за него поручиться и пожалеть его, снизойти к его слабости, отнестись к нему с милостью, иными словами — не особо утруждать его постом и другими аскетическими упражнениями. Преподобный Максим Исповедник в своем толковании делает акцент на том, что если ум пойдет на поводу у тела и даст ему то послабление, которое оно требует, то через это он лишится тех воздаяний за добродетель, которые заслужил путем аскезы. Преподобный Максим сравнивает послабления с добровольным рабством, в которое ввергает себя человек тогда, когда за кого-либо поручается. Ведь такому человеку приходится нести ответственность не за себя самого, а за другого. При том, что этот другой может оказаться крайне неблагонадежным типом. Сложно не согласиться с преподобным. В самом деле, наше тело весьма лукаво и изворотливо. Оно редко платит по счетам, обещает, что, если его достаточно кормить, оно станет усерднее на молитве, но почему-то после сытного обеда оно отворачивается от икон в сторону дивана, клятвенно уверяя, что именно диван — залог успешного последующего молитвенного бдения. Так оно водит нас за нос десятилетиями, обещает и не делает, но при этом вновь и вновь просит вступиться за него, взять на себя ответственность и лишиться всех тех благ, которые Бог обещал тем, кто слушает Священное Писание и исполняет услышанное.