?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Человек, ушедший от Бога может переживать это очень болезненно, стремиться восстановить утраченное единство, пытаться исправить собственную жизнь… С другой стороны, он может попытаться совершенно о Боге забыть, заменив его присутствие кем-то или даже чем-то иным. Сегодняшнее чтение говорит нам о том, что именно так и поступил Каин. Отказавшись от мира с Богом, он женится на сестре, уходит на восток от Эдема и основывает город, который называет в честь своего сына. Текст книги Бытия написан по законам эпоса и поэтому говорит только о ключевых персонажах. Это означает, что у Адама и Евы были другие дети, но Писание не метрическая книга, чтобы давать подробные отчеты. Итак, потомки Каина занимаются музыкой и создают ремесла — то есть все то, что сегодня называют культурой. Однако совсем неверно говорить, что раз культура рождается в среде каинитов (то есть потомков каина) то вся она есть дело тех, кто отказывается от жизни с Богом и заменяет Его присутствие суррогатами. Стоит помнить, что не Каин первый нарек имя и не ему сказано обрабатывать землю. Способность к творчеству — часть Божьего образа в человеке, который в своей творческой деятельности призван быть соработником Творцу. Именно поэтому Адам первый получает благословение наречь имена животным. В отличие от Каина, который горделиво дает имя своего сына, городу который сам строит… Адам делает это по благословению божьему. При этом он именно создает имена, т.е. занимается интеллектуальным творчеством. Точно так же именно Адам получает благословение «возделывать и хранить рай», что можно понимать как творчество материальное. Выходит, что дело не в самом творчестве и культура может быть вполне богоугодным явлением, вопрос только в том, создается ли она как попытка противостать Богу или, напротив, исполнить Его волю. И все же, даже среди потомков Каина люди были способны к покаянию. Мы слышим как его потомок Ламех совершив убийство не только не скрывает своего преступления, но призывает на себя наказание большее, чем пребывало на Каине. Вполне вероятно, что подобное самоукорение связано с тем, что Ламех в отличие от Каина уже видел последствия подобного преступления в жизни своего праотца Каина, а раз видел, должен был остановиться, но почему-то этого не случилось. Однако, бытописатель возвращается к Адаму и Еве и история развития человечества продолжается. Вместо убитого Авеля Бог дает им сына по имени Сиф. В отличие от потомков Каина, его дети были особенно благочестивы, т.к. именно в их среде впервые стали призывать Имя Господне. О чем же сегодняшний текст? Что стоит за этими именами и событиями глубокой древности? Что, кроме исторического интереса можем мы вынести из этих историй? Мы видим в нем хороших детей, рожденных хорошими родителями. Они благочестивы и праведны. Но есть и другие — гораздо более к нам близкие: грешники, рожденные грешниками, те, кого все жизненные условия располагали к прегрешениям. Удивительно, но даже эти последние, находят в себе силы раскаяться. Так и нам, каждому в своих условиях, надо поступать так же.