?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, пророк Исаия изображает картину суда Божия, который постигнет еврейский народ за то, что он пренебрегает социальной справедливостью: богатые притесняют бедных. За это столица Израиля, Иерусалим, будет разрушен, а сам народ уведен в Вавилонский плен. Земля, некогда процветающая, плодородная и богатая своими пастбищами, будет опустошена и выжжена. По этому огромному пепелищу будут сиротливо блуждать овцы, лишившиеся присмотра пастухов. Используя образ брошенных животных, пророк намекает на бедных евреев. Все богатые и знатные уведены в плен. Бедняки остались на руинах. Теперь они питаются о тех запасов, которые некогда принадлежали богачам. Так совершается справедливое возмездие. По словам пророка Исаии, оно неизбежно: наказание связано с нечестивыми иудеями так прочно и с такой силой, с какой животное привязывают к телеге. Вопиющая несправедливость, которая царила в древне израильском обществе, не единственное, в чем виноваты евреи. Поэтому далее пророк Исаия обращает внимание слушателей на особые греховные состояния человеческого сердца. Одно из самых страшных — это состояние дерзкого самодовольства. Исаия обличает тех, кто смотри на самого себя, как на мудрого и разумного. Речь идет о людях, уповающих лишь на свои силы. О тех, кто уверен, что в их жизни все зависит только от них. «Я сам себя сделал», — часто можно услышать от такого человека. И действительно у этих людей есть все, что нужно для хорошей жизни: деньги, связи, уважение и положение в обществе, стабильность, одним словом — успех. Проблема в том, что зачастую таким людям не нужен Господь — они слишком заняты собой. Слова о Боге, покаянии, жизни по совести вызывают у них дерзкую усмешку или раздражение. В итоге они сами превращаются в маленьких божков: делают все, что им заблагорассудится, сами устанавливают свои личные правила жизни и нравственности. Поэтому пророк и говорит, что они «зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким». По его словам, таких людей ожидает участь соломы, которую бросают в огонь. Неожиданно, в один миг их жизнь вспыхнет. Иерусалим будет разрушен. Их трупы, как помет животных, будут лежать на улицах города. Кого-то ждет немногим лучшая участь: они связанные и униженные будет отведен в плен. Все эти пороки, за которые древний Израиль ожидало такое суровое наказание, имеют религиозные причины — евреи забыли Бога и его закон. А чем дальше человек уходит от Творца, тем больше он склонен к самообожествлению. Но если я сам бог, то весь мир должен вращаться вокруг меня. Я лишь один «право имею». Отсюда и самодовольство, отсюда и пренебрежение интересами других людей, которые для меня, по словам одного из персонажей Достоевского, лишь «тварь дрожащая». Но вот закономерность актуальная на все времена: чем выше взлетишь в своем самодовольстве, чем сильнее будешь ослеплен своим успехом, тем больнее может оказаться столкновение с реальностью этой жизни. Именно поэтому Спаситель Иисус Христос учит нас духовной нищете. Это такое состояние сердца, когда человек осознает: все мои материальные и душевные богатства мне не принадлежат. В любую минуту Господь может забрать у меня то, что Сам когда-то дал. Только в таком сердечном состоянии мы можем по-человечески относиться к тем, кто нас окружает, ставить в центр не свои интересы, а интересы ближнего, снискать их любовь, а вместе с тем поддержку и милость Самого Бога.