petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Отец Даниил Сысоев: Книга Притчей Соломоновых, часть (глава) пятая и шестая



Автор: священник Даниил Сысоев

Толкование на сегодняшнее чтение (Прит. 5, 16 ‒ 6, 3) начинается на 42-й минуте записи (41:17). Потери от блуда. Читаем дальше: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» (Притч. 5, 15–17). Речь идет о том, что никто иной не должен обладать твоей женой. Не дели жену с другим, не растрачивай свое семя, все силы употребляй на свою семью. Человек, который занимался блудом до брака, потом будет иметь несколько браков, так как неспособен любить одного человека, да и его будет трудно полюбить, так как любить нечего. «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Притч. 5, 15). Пусть дети рождаются у тебя, словно поток. Для Библии многодетность – это благословение Божие. Пусть твоими потомками заселяются площади, улицы. Библия прямо предупреждает, что если будешь блудить, не размножишься. Блуд и размножение – совершенно противоположные вещи. Одна из самых злых идей, появившихся во время сексуальной революции 90-х годов прошлого века в России, это идея о том, что якобы плотские отношения в браке и плотские отношения в блуде – одно и то же. А ведь это совершенно разные вещи: в браке люди рожают детей, а вне брака их не бывает. Если же и бывает, то один, крайне редко – два. Соломон говорит: «Пусть у тебя будет поток свой, наполняющий дома, пусть источники и потоки будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою вместе». «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притч. 5, 18–21). Господь дает тебе возможность заниматься плотскими отношениями, так занимайся с женой, получай удовольствие с той, которая всегда рядом с тобой. Бог не сказал, что это грех или что-то нечистое. Как Библия описывает плотские отношения супругов? Нет в описании скверны или нечистоты, которые иногда считают присущими этому. Отношения эти описаны даже красивыми фразами, потому что они приводят к рождению детей, приводят к многодетности, к распространению потока жизни. А блуд приводит к уменьшению жизни. Соломон напоминает: «Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притч. 5, 21). Господь смотрит на все пути человека и измеряет, куда они направлены. И дальше Писание говорит: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч. 5, 22–23). Каждый человек спотыкается о собственные грехи, ставящие ему силки. Попавший в ловушку своего греха, в ней и содержится. У супругов обязательно должен быть церковный брак. Зарегистрированный светский брак не является благодатным. Он терпится Церковью в том случае, если муж и жена были неверующими, но потом один из них обратился. Церковь допускает обратившегося ко Святому Причастию, потому что он освящает неверного супруга. В случае, когда речь идет о гражданском браке, то есть о блудном сожительстве, говорить об освящении не приходится, даже если люди прожили в таком состоянии долгое время. Кстати, для Библии основное благословение – это благословение отца. Рожденному вне брака ребенку будет труднее в жизни. Напомню такую вещь: из-за большого числа разводов выросло целое поколение мужчин, которые не могут за себя постоять. В них нет мужества, они не имеют опыта мужчин. Непонятно, почему сложилась практика при разводах отдавать мальчиков матерям. Я считаю, что мальчиков нельзя отдавать матерям, их нужно оставлять с отцами. Современные дети забыли простую вещь, независящую от того, в каких отношениях между собой родители, – это почитание обоих родителей. И благословение на брак лучше брать у обоих. Царь Соломон заканчивает такими словами: «Он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч. 5, 23). Блудник впадает в состояние неразумия, разум его ослабевает, он лишается всего.



Глава шестая. Страшная вещь ― поручительство. «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ‒ ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч. 6, 1–5). Вот первый и очень важный принцип: стараться никогда ни с кем не связываться. Как говорил апостол Павел в Послании к Римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8). Это очень хороший библейский принцип: не вступать в поручительство, не пытаться никоим образом ставить себя в зависимость от людей. Действительно, если ты поставил себя в зависимость от другого человека, то ты попал к нему в руки, он может управлять тобой, элементарно тебя разорить, погубить и испортить всю твою жизнь. Скажу об одной из уловок врага. Он научает: «Христианин должен ко всем хорошо относиться. Как же человеку не помочь?» Помогать надо, но так, чтобы он не потащил тебя за собой. На самом деле люди бывают разные. На земле много хороших людей, но нельзя их перегружать, требовать от них слишком многого. Вот и царь Соломон пишет: «Ты поручился за них – и попался». Сколько случаев, когда из-за поручительства за других попадают в финансовую кабалу! Так происходит потому, что нарушают заповедь Божью. Если можешь, помоги и забудь об этом. Один из святителей, живших недавно, говорил, что когда он давал кому-то в долг, то сразу же вычеркивал эти деньги из своей книжки, считал их пропащими. Это нормальный подход, он делает человека внутренне свободным от других. Ты помог другому человеку и ничего от него не ждешь. При этом милостыню не нужно подавать так, чтобы кому-то доставалось много, а у тебя не оставалось ничего. Библия не учит разорять самого себя, она исходит из того, что на земле должно быть некое равенство. Собственно, зачем нужна милостыня? Она компенсирует недостатки социального устройства общества, выросшие из-за смерти, проникшей в человека. Например, что такое болезнь? Это проявление смерти. То же самое инвалидность, даже пожар. В общественной организации пример этому ‒ банкротство, несправедливые поборы налоговой полиции и тому подобное. Милостыня помогает сгладить разгул смерти. Итак, вернемся к вопросу о поручительстве. Возникает другой вопрос: почему Библия не одобряет такое явление как поручительство? Почему, если ты поручился, то попал в злые руки? Помните поговорку: «Хотите потерять друга, дайте ему взаймы большую сумму денег»? Почему так говорится? Да потому, что у него будет очень большой соблазн не вернуть долг. А потом он начнет стесняться, что не вернул, станет из-за этого злобиться, ненавидеть вас и, наконец, превратится в вашего врага. Больше всего обижает в самом себе то, что сделал гадость другому человеку. Потому и написано, что если дал своему ближнему, то попался. «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Притч. 6, 2). Для мужчины самая крепкая сеть – это его язык. По этой причине Соломон советует: «Береги свои уста, никогда не поддавайся». Ведь есть множество людей, которые начнут на тебя давить, подначивать тебя: «Ты же должен, ты же сказал, ты же согласился». Если ты действительно согласился, то и попался. Дальше Соломон учит, как поступить: «Спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч. 6, 5). Спасайся, или ты попадешь в руки злодея, которого трудно будет назвать другом. Вот такая страшная вещь – поручительство, а люди говорят: «Я готов за такого-то поручиться и за этого готов поручиться». Слишком часто люди не боятся за свои уста, а потом удивляются, почему они попались. Попались именно потому, что не боялись. Безбоязненно поручились за ближнего, который стал ловушкой. Поэтому нужно бежать к нему, упасть к ногам и умолять его, чтобы он разорвал эту связь. Нельзя давать человеку властвовать над собою. Есть вещи, которые зависят только от нас. Даже тюрьма не ограничивает свободу человека, он внутренне остается свободным. А вот слова уст – ограничивают человека. Язык делает человека внутренне зависимым, он начинает жить с ощущением вины. Это не касается иерархического подчинения, речь идет о зависимости, которую ты сам себе сплетаешь. Начальник не лезет к тебе в душу, но если ты поручился, то сам поймал свою душу, и она теряет покой. Ты попался через свои уста, поэтому очень важно следить за тем, что говоришь. В России есть два типа людей: одни совершенно не следят за своей речью и поэтому часто попадают впросак, а другие говорят очень мало. Это люди, прошедшие через тюрьму. Последние знают, что за слова придется отвечать. Они приучены к своеобразной дьявольской дисциплине, в которой, как ни странно, есть своя правда. Слова могут стать ловушкой для человека. Апостол Иаков писал: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3, 8–9). Получается, что над языком не может властвовать никто. Слова никогда не остаются без последствий. Ведь часто мы идем на уступки лишь для того, чтобы от нас отстали. А когда мы соглашаемся и становимся обязанными кому-то, оказывается, что здесь-то все и начинается. Бегите, спасайтесь, говорит Соломон, как птица из силка, как серна из капкана. Христианин должен уметь говорить: «Нет, я не желаю этого делать». Наша мягкость губит, подводит нас же. Другое дело, естественное поручительство: жена должна поддерживать мужа и наоборот, дети и родители должны поддерживать друг друга. Это поддержка, вырастающая из любви, а не из обязательств. Но когда, например, родители поручаются за детей, наказанных по справедливости, это называется «безголовой» любовью. Азы справедливости. Приведу пример. Сын регулярно избивал мать, она его жалела и не заявляла об этом. Кстати, согласно Ветхому Завету она обязана (подчеркну – обязана) была выдать его на смерть, а если этого не делала, то наказание на ней, ибо такое отношение ребенка к родителям заслуживает Божьего проклятия. Так вот, пока мать терпела, сын жестоко избил соседку, которая заявила на него, и его посадили. Мать собрала денег, заплатила соседке, и та забрала заявление. В результате через некоторое время сын убил мать, соседку и еще троих. Он был не больным, а просто чудовищно распущенным человеком, который решил, что ему все можно. Подобных примеров, когда матери таким образом «спасали» своих детей, множество. Например, дети торговали наркотиками, а матери их выкупали. Однако зло, ими творимое, не прекращалось, усилия матерей оказывались тщетны, и дети погибали от передозировки, утянув за собой других. Мать в таком случае аргументирует свои действия любовью, именно поэтому Бог не дал женщине главенствующей роли в семье. Муж должен был поставить все на свои места, а дело женщины – молиться в храме за ребенка. Первое, к чему родители должны с самого малого возраста приучать ребенка, это справедливость. Любовь должна быть атмосферой в семье, а учить надо справедливости. А как восстановить справедливость? Просто говоришь: «Один Господь и над тобой, и надо мной, и Он повелевает делать так», и подтверждаешь свои слова Библией, открыв ее в нужном месте. Свой запрет нужно уметь обосновывать, а не учить угрозой наказания. Мне известно множество случаев, когда родители пытались учить детей в возрасте 25-30 лет. «Я мать, я тебе сказала», – вот что слышишь в таких случаях. Это глупость, никто уже не будет ее слушаться. Ребенку надо объяснять с шести-восьми лет, а после восемнадцати пусть живет так, как хочет. Наше дело подсказать советом, но ни в коем случае ничего не требовать. Свои наставления надо обосновывать объективными критериями. Ребенок прав, когда думает: «Почему я должен следовать маминому мнению?» На этот правильный вопрос должен быть дан правильный ответ: «Потому, что так сказал Бог». Нужно показать, где Он это сказал, да еще разъяснить, что если ребенок пойдет против Бога, то получит наказание и от родителей. Умение преодолевать лень. А теперь поговорим о другом важном требовании Писания. Читаем у Соломона: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна» (Притч. 5, 6–8). Следующее требование царя Соломона к человеку заключается в умении преодолевать лень. Христианин должен быть трудолюбивым, хотя труд никогда не будет доставлять ему полного блаженства, как это было в раю. Человек проклят Господом, сказавшим: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Труд не может дать абсолютного счастья. Именно поэтому коммунистические идеи вызывали энтузиазм, который вскоре исчезал. Тем не менее, труд, который делается по воле Божией, приносит пользу и помогает человеку воспитывать свое сердце. Печально, что в нашем обществе стали воспринимать работу за игру. Недаром в России говорилось: «Делу – время, потехе – час». Есть вещи, которые надо делать даже тогда, когда не хочется. Процесс «переламывания» себя, когда ты не хочешь чего-то делать, но должен сделать по воле Божией, Который поставил тебя на это место, тренирует волю человека. Если ты трудишься с молитвой к Богу, перед Его глазами, то это дает душевные силы. Кстати, известно, что трудолюбивые люди легче переносят какие-то неприятности, потому что у них более тренирована воля. Иоанн Лествичник писал, что праздность – мать всех грехов. От праздности люди начинают делать глупости. Если человек занят делом, то ему некогда о них думать. Поэтому и необходимо приучать себя к труду. Древние правила отшельников, которые вообще ни с кем не были связаны и могли делать все, что хотели, говорили о том, что они не должны давать себе длительного отдыха, труд должен сменяться молитвой. И делалось это для того, чтобы не впасть в грехи. А самый страшный грех для пустынника – это уныние, которое может довести человека даже до самоубийства. И сейчас уныние лечится трудом. Если взять унылого человека и заставить его, к примеру, вскопать гектар земли, то в нем не останется ни следа уныния. Уже не до уныния – отдохнуть бы. Труд избавляет человека от внутренних душевных капканов. Господь специально так сделал, чтобы мы, состоящие из души и тела, не загнивали в наших душевных мыслях.
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author