?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Автор: священник Даниил Сысоев

После предисловия и чтения текста всей главы по-древнерусски толкование начинается на 6-й минуте записи (5:55). Глава пятая. Опасность прелюбодеяния. Пятую главу царь Соломон начинает с обращения к сыну. Он продолжает наставлять его, а вместе с ним и нас, на путь познания праведного пути. «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание» (Притч. 5, 1–2). Первое, чего требует Соломон, это чтобы мы вслушивались в слова премудрости и прикладывали ухо свое к словам знания отца. Вновь он предупреждает: «Не пытайся познать все своим умом, но проверяй все премудростью Бога. Пусть Его премудрость служит критерием твоей жизни и проверяет ее. Это для того, чтобы ты сохранил мысль благую и уста твои сохранили знания. Пусть речь будет правильная и мысль благая». Почему так говорит царь Соломон? Некоторые считают: «Пусть я говорю то, что кому-то не нравится, но на сердце у меня всегда доброе. Я ведь пошутил, а он принял за чистую монету». Такие люди не думают, что из-за них возникают скандалы. Люди, отошедшие от Бога и забывшие Господа своего, начинают прикрывать свое злодейство шуткой. Чуть позже царь Соломон скажет о таковых: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил"» (Притч. 26, 18–19). Это особая форма злобы. Царь Соломон наставляет: «Пусть у тебя будут благие мысли, но и уста твои пусть произносят слова знания». С точки зрения Бога, любое знание, противоречащее Богу, является невежеством и глупостью. По этой причине атеистическую науку иначе, чем сумасшествием, назвать нельзя. Бог запрещает вникать в темные дела. Главное, от чего предостерегает Соломон в пятой главе, это прелюбодеяние, связь с чужой женой. Явление это распространено сейчас повсеместно. Впрочем, так было всегда. «Не внимай льстивой женщине, ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч. 5, 2–4). Чужая жена сначала говорит ласковые слова, но вскоре они станут горче полыни. Последствия «остры, как меч обоюдоострый». То есть страсть эта, словно обоюдоострый меч, режет всего человека. Такое «удовольствие» хуже полыни. Есть люди, которые настолько увязли в этой страсти, что уже не могут от нее избавиться, хотя им невыносимо тяжело. Дьявол ловит человека в эти сети под предлогом неосуждения: Бог сказал, что осуждать нельзя, поэтому нужно войти в положение человека. Но «ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (Притч. 5, 5). Тот, кто связывается с прелюбодейкой, должен помнить, что этот путь может привести прямиком в преисподнюю. Сейчас даже разработаны рекомендации по таким «темным наукам». Я как-то зашел в книжный магазин и увидел целую полку с названием «Энциклопедия стервы». Специальные энциклопедии предназначены для таких злых жен, о которых сказано в Писании. Они не желают выстраивать серьезных отношений, у них одно только желание ‒ высасывать деньги и силы. «Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее не постоянны, и ты не узнаешь их» (Притч. 5, 6). Если женщина, как говорится, гулящая, то пути ее узнать невозможно, пути ее лживы. Это очень точное и жизненное описание. Кстати, их непостоянство проявляется и в других делах, поэтому такие люди очень ненадежны. И дальше говорит Соломон: «Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее» (Притч. 5, 7–8). Не контактируй, не общайся, не разговаривай с такой женщиной. Это будет самый верный путь. Это касается не только отношений с женой-блудницей, но и вообще общения с людьми, которые явно делают грех и не раскаиваются в нем. Таких людей надо держать от себя как можно дальше. Ныне забыли о необходимости прямо оценивать явные злодейства. Одно дело, когда человек оступился, понимает свой грех и пытается с ним бороться, и другое дело, когда он считает грех нормой. «Все нормальные люди поступают так. Ничего здесь такого нет», – говорят они. Таковые люди должны быть «нерукопожатными» для нас. Пусть будут далеко от нас, вычеркнутыми из нашей жизни. Не нужно общаться с ними ни по телефону, ни по электронной почте, ни как-то еще. С нашей стороны должна возникнуть полоса отчуждения. Если с такими людьми приходится встречаться по работе, то этим и надо ограничиваться. Однако есть и другой тип людей. Они признают свой грех, но ничего не делают, чтобы избавиться от него. Здесь уже не наше дело, общаться с такими людьми можно, если они не втягивает нас за собой в зло. Мы не властны судить сердце человека, не знаем, что в нем таится. Нам неизвестно, почему он не борется со своим грехом. Более того, неизвестно даже, борется он или нет, потому что борьба с грехом происходит на уровне, который нам невиден. Вот если человек называет грех добром, то очевидно, что никой борьбы с грехом он не ведет. В Апокалипсисе Господь говорит: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2, 6). Есть грубые грехи, а есть тонкие грехи, которые страшнее, так как они сильнее разрушают человека. Например, прелюбодеяние не так сильно разрушает человека, как гордыня. Первому легче покаяться, чем гордецу, и даже в аду прелюбодей будет находиться выше. Вспомним «Божественную комедию» Данте, где гордецы в девятом круге. Чужие. Далее царь Соломон дает совет: «Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома» (Притч. 5, 8–10). Очень интересное выражение, изложенное в достаточно загадочной форме. Я читал западных толкователей, которые, интерпретируя эти стихи, писали, что ревнивый муж мог заставить любовника работать на себя. Это не так. В библейские времена муж мог даже убить любовника, поэтому ни о каком рабстве речи не идет. На самом деле здесь сказано о другом. Имеются в виду конкретные существа, но не люди. Чужие, которые едят твое здоровье, забирают твою крепость и силу, это бесы. В Книге пророка Осии говорится о существовании духов блуда, затягивающих человека в этот грех: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего» (Ос. 4, 12). Даже если человек хочет выбраться из этого греха, он уже не может этого сделать. Он обессиливается, нередко из-за этого спивается, потому что «чужие» выкачивают из него силы. Примером тому служит судьба немецкого философа Артура Шопенгауэра, который был пессимистом и ненавидел женщин, так как получил свою болезнь в связях с блудницами. Он обессилел от бесконечного уныния, ибо «чужие» высосали его силы. Иоанн Лествичник писал: «Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда». «Чужой дом», о котором говорится в этом отрывке, – это тип таких людей. Сначала они оценивают тебя по плоти, затем по содержимому твоих карманов, а как личность ты им не нужен. Сказано: чтобы «труды твои не были для чужого дома» (Притч. 5, 10). Подобный тип женщин есть и сейчас, они находят богатого человека, чтобы пользоваться им. Показателем деградации общества служит то, что появилось явление альфонства. Потери от блуда. Дальше сказано: «И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, – и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"» (Притч. 5, 11–14). Человек будет говорить, что зря не слушался того, кто предупреждал об этом – Закона Божия. Это рассуждение интересно в связи с вопросом о СПИДе. Я участвовал в конференции, посвященной этому вопросу, которую инициировала Церковь. На ней обсуждалось, как относиться к больным этой болезнью. Конечно, нужно жалеть больных, но как им объяснять, почему и за что с ними это произошло? А ответ очевиден в девяноста процентах случаев из ста. Причины три: гомосексуализм, проституция и наркомания. Больной нарушил закон Бога, за что и был наказан. Если человек поймет это, то у него появится выход – раскаяние и получение прощения. В Ветхом Завете в подобных случаях выхода не было, в Новом он есть. Пример тому – жизнь преподобной Марии Египетской, которая семнадцать лет занималась блудом, а потом до конца жизни раскаивалась и из великой блудницы превратилась в величайшую праведницу. «Едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притч. 5, 14). Едва не впал в полную погибель. Здесь говорится о том, что если такой человек вразумится, то сможет не впасть во зло. Дело в том, что человек, поработавший себя блуду, теряет дар разума. Об этом говорит Библия, древние и современные авторы. У Гитлера даже существовал план, предусматривавший распространение на оккупированных территориях порнографии для подрыва моральных сил противника. И древние тираны говорили: «Если не хочешь революций, свяжи всех аристократов с проститутками – им будет не восстаний, мысли будут заняты другим». Читаем дальше: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою» (Притч. 5, 15–17). Речь идет о том, что никто иной не должен обладать твоей женой. Не дели жену с другим, не растрачивай свое семя, все силы употребляй на свою семью. Человек, который занимался блудом до брака, потом будет иметь несколько браков, так как неспособен любить одного человека, да и его будет трудно полюбить, так как любить нечего. «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Притч. 5, 15). Пусть дети рождаются у тебя, словно поток. Для Библии многодетность – это благословение Божие. Пусть твоими потомками заселяются площади, улицы. Библия прямо предупреждает, что если будешь блудить, не размножишься. Блуд и размножение – совершенно противоположные вещи. Одна из самых злых идей, появившихся во время сексуальной революции 90-х годов прошлого века в России, это идея о том, что якобы плотские отношения в браке и плотские отношения в блуде – одно и то же. А ведь это совершенно разные вещи: в браке люди рожают детей, а вне брака их не бывает. Если же и бывает, то один, крайне редко – два. Соломон говорит: «Пусть у тебя будет поток свой, наполняющий дома, пусть источники и потоки будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою вместе».