?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: протоиерей Александр Новопашин, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен

Доклад протоиерея Александра Новопашина в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя на секции: «Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция» во время Международных Образовательных Рождественских Чтений в Москве 2018. Сегодня снова приходиться констатировать, что наша Церковь (церковная общественность, верующие люди) стоит перед очень серьезной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством или лжедуховничеством. То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки», чье якобы «сильное» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей, послушников и т. д. Удивляет, в первую очередь, та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти старцы и чудотворцы. Речь не идёт об аскетическом и молитвенном подвиге (длинною в целую жизнь), о которых нам известно на примерах жизни прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других истинных наставников Православной веры. Все проще: пошел слух о старце-прозорливце или «благодатном батюшке» (который предлагает «читать» Неусыпающую Псалтырь или некую многомиллионную «молитву по соглашению»), и вот самые простые люди (подчас не знающие основ православной веры, не говоря уже о догматическом учении или истории Церкви) легко клюют на «елейную» рекламу-приманку и образуют вокруг такого рода учителя буквально тоталитарную секту. В интернете создаются «официальные сайты» (в социальных сетях появляются многочисленные «официальные группы») этих «благодатных» батюшек-чудотворцев, о них снимаются рекламные ролики (в которых почти всегда присутствуют просьбы о пожертвовании на «миссионерские» проекты и «благотворительные» фонды). Последнее время все большее внимание обращает на себя деятельность протоиерея Владимира Головина из города Болгар (Татарстан), которого активно раскручивают (а другого слова не подобрать) в интернете и околоцерковной среде. В небольшой городок Казанской митрополии со всей страны стекаются паломники на некое «духовное лечение», после которого восторженно рассказывают о «ярком проповеднике», раздающем «рецепты» исполнения житейских и духовных прошений в форме «акафистов по соглашению». Удивляет рекламное уверение в том, что все просимое людьми в таком коллективном акафисте непременно сбудется и непременно в определенный срок. Уже здесь мы видим совершенно неправославный (и нехристианский) подход, напротив ― магический, оккультный. Ведь подавать или не подавать просимое решает Тот, у Кого просят, т. е. Бог. А Господь смотрит на сердце (т. е. духовное состояние) каждого конкретного человека и в зависимости от полезности просимого (для спасения души) подает или не подает. Никакими молебнами или акафистами нельзя Бога понудить (заставить) исполнять мой земной «заказ», если оный пойдет во вред моему духовному состоянию, а посему в христианской традиции в просительных молитвах всегда наличествует одно веское «но»: «Если на то будет воля Твоя». На все воля Божия, а посему абсурдно слышать от последователей о. Владимира какие-то гарантии исполнений прошений, а тем более в некий «срок». Более того, люди, участвующие в т. н. «акафистах по соглашению», разные, с различным опытом духовной жизни (или отсутствием такового), с разными намерениями, устремлениями, различным пониманием самой сути вещей и духовных реальностей в частности. А отсюда и «единое просимое», мягко говоря, не определенно и непонятно, в чем именно согласны эти очень разные люди! В результате, подобная «соборная» молитвенная практика выглядит крайне сомнительно и вызывает множество вопросов. Не меньше вопросов вызывает и тот факт, что в т. н. «обители» (согласно высказываниям его последователей) о. Владимира Головина на сеансах «духовного лечения» в обязательном порядке «пациентами»-паломниками должны быть приобретены специфические рубашки с отверстиями для помазания «жизненно важных органов», как будто иначе благодать не подействует. Благодать Божия действует не в силу придуманных о. Владимиром «установлений» и не в бизнес интересах его «обители»! Благодать Божия (подаваемая посредством священнодействий иерея) действует в силу веры, нравственной и духовной чистоты человека, который к этому Таинству приступает. О. Владимир во время священнодействия эффектно возлагает руки на болящих паломников, что воспринимается его последователями, как подражание древним апостолам. Стоит отметить, что апостолы возлагали руки, совершая Таинства Миропомазания и Священства, и доныне епископы (как приемники святых апостолов) совершают эти Таинства так же возложением рук (само слово хиротония от греч. χείρ — рука и τονεω — полагаю). Однако какое отношение к сей традиции имеют «исцеляющие хиротонии» Головина? Никакого. Чистое актерство, рассчитанное на красивый эффект. Так же вызывает недоумение ходящий по сети ролик, где о. Владимир Головин со слащавым умилением показывает свою шикарную усыпальницу… Опять же игра, рассчитанная вызывать умиление у неофитов. Встречалось в интернете и фото о. Головина с празднования годовщины супружества («серебряная свадьба»), где немолодой батюшка-проповедник предстал… в белом фраке, что очередной раз весьма показательно раскрыло его личные актерские качества, характер акциониста. На фото о. Владимир и его супруга стоят со свечами (как на Таинстве венчания) в окружении людей с иконами (наподобие свидетелей). Что же это такое? Браку о. Владимира не хватает «благодатной энергетики» и они с супругой «подпитываются благодатью» через дополнительное «венчание»? К этому стоит добавить, что подобное «обновление брака» ― уникальный продукт на рынке мистических услуг, и больше нигде не продаётся. Еще больше вопросов вызывает экстравагантное, а правильней сказать, откровенно пошлое и кощунственное поведение «молитвенника». Не ускользает из проповедей о. Владимира в храме и «самая современная» тема. С его же слов, в молодости он не хотел жениться, т. к. имел желание совершать непрестанную молитву и не мог представить совершение оной во время близости с супругой. Дело в том, что подобными проповедями о. Владимир демонстрирует просто элементарное незнание и непонимание того ― что такое молитва и духовная жизнь в целом. Данное непонимание у «молитвенника» наличествует не только на уровне опыта, но даже на уровне теоретическом. К чему же такой (лже) миссионер может привести? Как такой «духовный руководитель» может указать правильный путь к Богу, когда сам этого пути (и даже правильного направления) не знает. Из биографии, размещенной в интернете, непонятно закончил ли о. Владимир Московскую Духовную семинарию после поступления в нее или нет? По крайней мере, если он в ней и учился, то очень плохо. В интернете можно увидеть многочисленные, но по стилю и содержанию примитивные, неструктурированные, «елейные» проповеди священника. Простой пример с непрестанной молитвой… Под непрестанной молитвой понимается не та модель поведения, когда человек постоянно вторит какие-то молитвы… И не та ситуация, когда во время близости с женой или по-пьяни человек заорет некое православное песнопение. Это не молитва!!! И совсем не потому, что отношения между супругами (и получение наслаждения от оных) являются чем-то греховным. Христианская традиция всегда была далека от ханжеского отношения к интимной близости супругов! Именно в посланиях «убежденного холостяка» св. Апостола Павла мы читаем брак честен и ложе нескверно (и это же испрашивается будущей семье в чинопоследовании Таинства Венчания). Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV век) предполагают строгие прещения (наказания, отлучение) по отношению к тем, кто брак (в частности и в аспекте интимных отношений) считает чем-то греховным. Итак, сама по себе супружеская близость (в рамках брака) не является грехом, и таковые интенции человеческой природы (в рамках христианского брака) могут и должны служить выражением личностной нежности, любви, высшим же даром этого единения становится радость деторождения. Однако, молитва ― это совсем иное!!! К месту будет вспомнить простую русскую пословицу ― «Не стоит путать Божий дар с яичницей». Яичница в скоромный день ― прекрасный завтрак, но это не благодать Божия. Пищей насыщают плоть. Молитва же ― дело ума. Совсем неслучайно высшее молитвенное состояние именуется «деланием умной молитвы» (собственно таковая и есть непрестанная молитва). Умной такая молитва называется не по той причине, что может быть какая-то неумная или глупая молитва. Здесь присутствуют некоторые трудности перевода с греческого языка. Умная (непрестанная) молитва ― это молитва ума. Ум (согласно христианской антропологии) ― это не разум и не рассудок. Разум (λόγος) согласно святоотеческим творениям (свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника, свт. Григория Паламы) есть рассудительная, мыслительная, словесная сила человека, априори оперирующая такими инструментами, как слово и понятие. Человек мыслит посредством слов и понятий (которые создаются в силу изучения человеком окружающего мира). Познавательная сила, интеллектуальные (аналитические) способности, воображение и память так же являются инструментами разума. Разум (λόγος) – это своего рода «компьютер», «оперативная система» человеческой души. Любая рассудочная деятельность человека оперирует внутренним словом (λόγος ένδιάθετος), которое является инструментом внутреннего обсуждения, диалога. И наша обычная молитва оперирует теми же инструментами. Даже когда мы молимся про себя, то все равно мы произносим слова молитвы разумом. Однако помимо разума (λόγος), в человека присутствует ум (νοῦς). Ум – это созерцательный орган. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры).  «Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое», ― говорит преподобный Антоний Великий (Антоний Великий, прп. Наставление о доброй нравственности. Гл. 118, 128 // Добротолюбие. Т. 1). Ум (νοῦς) предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богобщения. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Созерцательная способность постигает природу сущего» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры). Ум (νοῦς) воспринимает вещи в их непосредственном бытии, в их внутренней сущности, в свете Божественного замысла о них, а не в их физических проявлениях. Ум видит скрытое духовное начало в предметах созерцания. Поэтому умная молитва или молитва ума ― это наличие в высшем органе человеческой природы именно молитвы, которая совершается (там ― в уме) не словами (!!!), а определенным молитвенным духом! Иными словами ― непрестанная молитва есть определенное благодатное состояние человеческого духа, когда (уже несловесная, но умная) молитва погружена в самые глубины человеческой природы, и внешне это состояние не может выражаться воплями каких-то песнопений во время супружеской близости. Свт. Игнатий Брянчанинов (человек, прекрасно знавший святоотеческую традицию, скрупулезно и долго ее изучавший) так учил молиться: «Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 2. Глава II / Дух молитвы новоначального). Во всех молитвословах мы найдем схожие рекомендации к совершению молитвы: необходимо отрешиться от всех волнующих чувств, от всех эмоций, земных забот, суеты, информации, достичь предельной чистоты разума, сосредоточения на обращении к Богу. Молитва всегда должна совершаться неспешно, благоговейно с верой и любовью! Достижение непрестанной или умной молитвы немыслимо без очень серьезных многолетних (!) аскетических подвигов, отрешения от мира, иной раз обетов молчальничества и затвора. Даже из тех, кто прославлен Богом во святых, по-настоящему достигали бесстрастной и непрестанной молитвы очень немногие. И во всем Православном Предании нет даже намека на то, чтобы непрестанная молитва достигалась в процессе супружеской близости! И опять же, не потому что таковая (близость) в рамках брака есть нечто греховное, это естественное состояние человека. Но непрестанная молитва есть вышеестественное состояние, для достижения которого приходится жертвовать естественными удовольствиями. Ум обретает чистоту (и, соответственно молитвенный настрой, собственно умную молитву) только тогда, когда он не тревожится чувственной природой человека. Именно эта идея красной нитью проходит через все святоотеческие творения. Вероятно, о. Владимир Головин всего этого не знает, даже на теоретическом уровне. То, что говорит в своих проповедях знаменитый «проповедник», на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрёзностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе. Итак, человек даже теоретически не знает аспектов христианской аскетики, молитвы, самой духовной жизни и при этом он является «духовным учителем», к которому стекаются за «духовными благами» тысячи паломников со всей России. И здесь все просто безответственный человек легко возьмет на себя любую ответственность! Прп. Нил Синайский (ученик свт. Иоанна Златоуста) писал: «Всякое искусство для успеха в оном требует времени и многого учения. (И только) за искусство искусств (духовное наставничество ― Автор) берутся не учась» (Нил Синайский, прп. Творения). Такое состояние, на языке православных аскетов именуется «прелестью», т. е. состоянием глубочайшего самообмана, когда некий подвижник полагает некий свой личный духовный опыт в качестве безошибочного, а свое насущное духовное состояние в качестве непререкаемо благодатного и преисполненного любви. Свт. Игнатий Брянчанинов писал по этому поводу: «Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Игнатий Брянчанинов, свт. О жительстве в послушании у старца). Действительно актерство, и весьма невысокого качества. Достаточно увидеть на видеовыступлениях упоение Головина собственным словоблудием. В заключение необходимо отметить, что все отечественные сектоведы сходятся в том, что цели и задачи любой секты власть и деньги. И мы видим, как чисто сектантские приемы контролирования сознания применяются в т. н. «общине» о. Владимира Головина. Скажем тот же «Акафист по соглашению» должен читаться строго по времени часового пояса в котором находится город Болгар, где живёт чудо-батюшка. Даже Пасхальная заутреня, согласно Православной традиции, начинается не одновременно во всем православном мире, но в каждом часовом поясе в полночь, ибо у Бога, в мире вечности времени нет! Однако последователи о. Владимира ради чтения Акафиста должны встать хоть в час ночи, хоть в пять утра, чтобы присоединиться к всемирному молебствию. Чисто сектантская техника контролирования сознания ― все делать по времени харизматического гуру. Так же не стоит оставлять без внимания и тот факт, что о. Владимир в своих проповедях неоднократно заявлял, что детей не стоит отдавать в светские школы, что «светская школа бессмысленна», что «она не нужна», что она не столько дает знания, сколько отвращает от них. На видеоканале «обители» священник договорился до того, что, дескать, и таблица умножения уже не нужна, потому что у всех нормальных людей есть калькуляторы (как это напоминает умозаключение Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль»: «Зачем знать географию? Извозчик довезет!»), да и вообще знания в школе получать ни к чему. Зачем всё это нужно учить, если можно зайти в интернет и посмотреть. Один из примеров, который приводит священник, касается лечения. Из того сумбура, который он нёс, можно понять, что и лечиться можно по интернету, где подробно говориться о том, от каких болезней какие таблетки! А вот от молитв, которые совершаются в «обители» уже были зарегистрированы случаи исцеления от рака и СПИДа (то есть и таблеток никаких не надо). Это сообщается на их сайте! Все это должно приносить весомые денежные дивиденды либо самому лидеру, либо тем, кто организовывает такой ажиотаж вокруг прельстившегося священника! Показательно, что Головин считает печально известного Славика Чебаркульского пророком (и ссылается при этом на неких старцев, которое его в этом уверили) и проповедует эскапизм (т. е. стремление бежать из городов в преддверии грядущего антихриста). Все это очень напоминает печально известные псевдоправославные секты, лидеры которых наживались на том, что запуганные ими их «духовные чада» продавали квартиры в городах, шли жить в «обители», а деньги за квартиры отдавали своим «старцам». В связи с этим деятельность протоиерея Владимира Головина вызывает очень большую тревогу и требует серьезного анализа – не только богословско-канонического, но и юридического! P. S. Священник Владимир Головин подменяет Истину Божию «голословием». После публикации этого моего доклада о коммерческом культе священника Головина из города Болгар, в мой адрес посыпались грязные оскорбления и даже угрозы. Я более четверти века изучаю современное сектантство, в качестве эксперта по деструктивным сектам участвовал в работе следственных бригад по расследованию особо тяжких преступлений, совершаемых адептами тоталитарных псевдорелигиозных организаций, и тоже получал угрозы. Очень серьезные в своих намерениях люди, обладающие финансовой мощью, требовали от меня отступиться, не мешать им, в противном же случае они обещали уничтожить меня и мою семью. Но я никогда не отвечал на все эти выпады, не потому что боялся, а потому что на меня это не производит впечатления. Я бы и на это раз не стал бы ничего писать, если бы сторонники культа священника Головина не восприняли мое молчание за малодушие, робость и не начали кричать, что я, дескать, раздавлен, побежден, уничтожен. Еще раз выражу свою позицию. В деятельности Головина и тех, кто за ним стоит, я вижу серьезную опасность, прежде всего, для людей духовно малообразованных и, конечно же, детей. Священник Владимир Головин подменяет Истину Божию «голословием» (от фамилии «Головин»; так я называю всё то, что он делает) ― явлением мерзким, богохульным, которое нужно жестко пресекать. И уж если я нарушил молчание, то скажу еще вот о чем. Некоторые люди нам пишут: «Как вы могли взять и выставить все это на всеобщее обозрение?» Дорогие мои, на всеобщее обозрение «все это» выставили не мы, а сам Головин, вывешивающий километры своих проповедей в сети. И мы занялись их разбором не просто по собственному желанию, а по настойчивой просьбе многих шокированных и оскорбленных этими проповедями людей. Некоторые начали меня упрекать в том, что я забыл слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18, 15). Мол, прежде чем выступать с таким докладом, нужно было поговорить с Головиным, указать ему на его «ошибки», попробовать вразумить и так далее. Но эти люди невнимательно читают Евангелие. Обличение один на один предназначено для частных грехов, а публичная проповедь ереси предполагает и публичное обличение. Головин не согрешил против меня лично, он согрешил против Божественной Истины, он оскорбил Христа, и сделал это публично. И соблазняет не тебя или меня, но «малых сих», публикуясь в интернете для тысячных аудиторий. Поэтому и я выступил публично, и буду впредь публично выступать с разоблачением лжестарцев и еретиков. И рот мне никто и никогда не заткнет, как бы ни старались. Еще некоторые выражают опасения по поводу того, что если Головина уберут, то за ним уйдут сотни людей. Здесь я хочу напомнить слова митрополита Антония, который в одном из интервью говорил как раз об этом! Вот эти слова: «На это мне раз ответили, что если так поступить и запретить такого-то священника, то несколько сот людей уйдут от Церкви. Они от Церкви не уйдут, они уйдут от лжецеркви; и это надо принимать в расчет. И вопрос не в количестве, а в том, чем эти люди являются. Если они являются только духовными детьми этого священника, этого лжедуховника, то они Церкви, в сущности, не принадлежат, они уже отпали, они стали боготворить идола, отдались в культ его личности, и этот идол должен быть снят». P. P. S. Кто основал интернет-империю священника Владимира Головина? Ответственность несут все, кто находится рядом с проштрафившемся священником, ободряя, прикрывая и агрессивно рекламируя его. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим 4, 3). Скандал вокруг деятельности протоиерея Владимира Головина из города Болгар продолжается и набирает обороты. В связи с публикацией статьи «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина» у «старца» объявились многочисленные защитники из числа практикующих «молитвы по соглашению». И это вызывает серьезное беспокойство. Тревожит и пугает совсем не то агрессивное неофитство, которое читается в строках народных «апологий» прот. Головина и совсем даже не те оскорбления (подчас в нецензурной форме) и даже угрозы, которые приходят нам на электронную почту. Тревожит другое. Все христианство «головинцев» имеет своим центром непосредственно личность самого о. Владимира, он является абсолютной духовной доминантой для всех его последователей. И этот «памятник нерукотворный», который воздвигли Головину (либо он сам, либо его соработники) серьезно и основательно заслоняет от его паствы не только других священников, проповедников и миссионеров современности, не только двухтысячелетний колоссальнейший духовный опыт святых отцов, но и Самого Христа! Агрессивное неофитство формируется командой Головина посредством «изучения» христианской веры исключительно через призму головинских проповедей, через слушание и принятие разного рода вульгарных и неприличных головизмов, и прочего «голословия», которое изобилует потрясающей богословской безграмотностью, откровенным незнанием догматических истин христианской веры. Чему может научить христианский проповедник, не знающий основ христианской религии? Христос отвечает на этот вопрос: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 14). Многочисленные экзальтированные поклонники о. Владимира в социальных сетях рассыпаются благодарностями «батюшке Владимиру» за то, что он «перевернул их жизнь», «возрождает Россию», «исцеляет недуги», но Сам Исус Христос в контексте сладчайших дифирамбов Головину остается в стороне или вообще не присутствует. К какому «богу» может привести священник, который фактически отрицает Божественность Иисуса Христа и приписывает Воплотившемуся Богу Слову возможность личностных греховных интенций (возможность греховного падения)? Кстати, в своих апологиях «головинцы» редко затрагивают какие-то духовные темы, путь ко Христу и т. д., как правило «материалом» их защитительных речей является сама личность Головина, его «молитва по соглашению», его супер-проповеди, которые очень нравятся, т. е. льстят слуху (по словам Апостола Павла). Здесь, на примере «общины» прот. Головина, мы видим создание и осуществление совершенно типичного гуруистического культа. Пришли ли эти люди ко Христу? Об этом сложно судить, но одно можно утверждать с абсолютной уверенностью ― эти люди пришли к Головину и для них он абсолютный духовный авторитет, властитель их дум, чаяний, желаний. Однако в ходе описываемого скандала, опять же в интернет-пространстве, чрезвычайно много внимания уделяется непосредственно Головину, что, конечно же, служит для его деятельности скрытой рекламой. И в данном случае, полагаю важно поговорить не только и не столько о нем, сколько именно о его деятельности, проекте, самой организации. Знакомясь с проповедями о. Владимира, нетрудно сделать вывод, что человек он простой, не вполне воспитанный (и его простота, малограмотность, опрометчивость в слове не отрицается его защитниками). В то же самое время в создании рекламной программы «Православный Болгар», сайта «Мой духовный маяк», проекта «Молитва по соглашению.рф», многочисленных «благотворительных фондов» (связанных с именем Головина) чувствуется рука профессионала высшей категории. Сама «замануха» осуществляется с учетом потребительской психологии ищущих чудес людей, возможных личностных особенностей потенциальных последователей и т. п. Каждое слово в рекламе «Молитвы по соглашению» выверено в соответствии с последними достижениями в изучении психологии потребителя. К этому стоит добавить, что рекламные ролики «Молитвы по соглашению» последователи Головина снимают не в провинциальном городке Болгар, а в центре России. Для ощущения величавости и эпохальности происходящего на экране зритель видит Кремль, Красную площадь, Собор св. Василия Блаженного, Казанский Собор и… утверждающий некую «истину» восторженный голос, который рассказывает о «соборной молитве», о ее силе и важности, и о ее родоначальнике в городе Болгар. Таким образом, совершаются вполне профессиональные попытки на уровне подсознания доверчивых зрителей переместить духовный центр России ― в город Болгар. Видна отчетливая задача, замкнуть сознание доверчивого потребителя на месте, где, по утверждениям Головина, бродят «цунами Святого Духа». Вот оказывается, где «новый духовный центр России». А вот и новый «Сергий Радонежский», батюшка с нетрадиционным богословием. Очевидно, организаторы проекта «молитвапосоглашению» взяли на вооружение весьма эффективный психологический прием для вовлечения в свои ряды неофитов. Дело в том, что когда некий человек слышит ряд непристойностей, то в нем (естественным образом) возникает смущение, которое опять же (в силу публичности мероприятия и статуса слушающего, как зрителя, ученика) не может быть сразу обозначено (не у всех хватает силы духа остановить «статусного» кощунника у микрофона или возразить ему). И таким образом человек глотает «головизм» за «головизмом» и такая «пища» снижает критичность мышления, убирает психологические барьеры между человеком и… организацией… «Если уж мы о таких интимных вещах говорим, то все ― свои». У рок-певца Константина Кинчева (в одной из его ранних песен, которую он написал еще до принятия Крещения) есть такие слова ― «Смахни сон с век, страх сдай в багаж, хлебнул ― и ты уже наш». Именно такая же психологическая модель вербовки работает в организации «молитвапосоглашению», только вербуют не в панк-браство и не в партию любителей пива (где все по-честному и глашатаи не скрывают своих подлинных целей), а в псевдохристианскую организацию, которая имеет черты и признаки самой настоящей секты. Там присутствуют: 1) харизматический лидер («учитель», «гуру»), абсолютная духовная и нравственная доминанта в религиозном движении, не подвергающаяся критике и фактически обожествляемая. 2) Свое учение, т. н. голословие, которое фактически является искажением подлинно христианского учения, однако выдает себя за «христианскую истину» значит и противостоит учению Церкви, т. е. является ересью. 3) Своя организация (т. н. «община»), которая опять же фактически противостоит единству Православной Церкви, являя собой де-факто некую альтернативу Русской Православной Церкви Московского Патриархата со своим «духовным центром» в г. Болгар, со своими мистериальными нововведениями («духовное лечение»), со своими внутригрупповыми ценностями («молитва по соглашению») и т. д. 4) Маркетинговые приемы, восторженные «свидетельства» о многочисленных исцелениях и чудесах, призванных убедить потенциального потребителя в безошибочности выбора товара, 5) Особые методы вербовки, которые повторяют действия вербовщиков тоталитарных сект. 6) свой «мир», своя «цивилизация», свои «эко-поселения», наподобие красноярской «общины» Виссариона, секты «Анастасия» («Звенящие кедры России») или секты (тоже эко-поселения) «Джонстаун» в Гайане, история которой закончилась самоубийством «поселенцев» числом 914 человек. 7) Утверждения об оскудении благодати в стране и Церкви. 8) Резкое и агрессивное неприятие любой критики лидера. Вряд ли священник Владимир Головин один мог организовать и вести такой проект. Несомненно, кто-то стоит за всем этим, и сам Головин лишь часть этой большой игры. И еще… В контексте возмущений «головинцев» мы с удивлением обнаружили, что некоторые почитатели Головина полагают, что «травлю на батюшку» начали те же «силы», что и в свое время «травили» профессора А. И. Осипова. Но, профессор А. И. Осипов как раз-таки полная противоположность протоиерею В. Головину. Дело в том, что Алексей Ильич в своих лекциях и публичных выступлениях неоднократно высказывался, что нашу Церковь постигла самая настоящая беда ― лжестарчество, когда самозваные «старцы» буквально создают тоталитарные секты внутри Церкви, подчиняют неопытных неофитов своей абсолютной власти, влиянию и авторитету. Более того, А.И. Осипов говорит, что данное лжестарчество буквально уничтожит нашу Церковь (в смысле ― Поместную Церковь, Русскую Православную). Профессор высказывает свое предположение и опасение, что данное явление (распространение лжестарчества) есть процесс, управляемый из вне, направленный на разрушение Русского Православия, а точнее на переформатирование нашей Церкви в обычную западную «христианскую» конфессию (кои каждый день возникают в мире постпротестантизма) и которые полностью идут «в ногу» с прогрессивным миром, его признанием т. н. гей-браков и прочей мерзости! А не этого ли «прогрессивизма» хотели пошедшие на поводу у богоборцев идеологи обновленчества 20-х гг. XX века Александр Введенский и Антонин Грановский? К позиции А. И. Осипова можно добавить, что на просторах нашего государства, профессионалами, фактически создается весьма многочисленная по-неофитcки безграмотная, но агрессивная религиозная структура. На сегодня это пока еще ИНТЕРНЕТ-империя, весьма масштабная и финансово-мощная. Но это пока! А ответственность за это несут все, кто находится рядом с Головиным, ободряя, прикрывая и агрессивно рекламируя его. «Протоиерей Владимир Головин вышел за рамки приличий и учения Церкви», ― глава Чистопольской епархии епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен считает, что священник Владимир Головин, являющийся клириком возглавляемой им епархии, «явился поводом для соблазна». Глава Чистопольской епархии ознакомился с докладом протоиерея Александра Новопашина на Рождественских чтениях и озабочен сложившейся ситуацией. По словам правящего архиерея Чистопольской епархии, ранее он неоднократно беседовал с отцом Владимиром и просил его не высказывать личные взгляды на учение Церкви, а если и беседовать с людьми, то в частном порядке. «Еще в прошлом году я ему рекомендовал оставить это (взгляды) при себе. И если и беседовать ― то в частном диалоге с людьми, которые его могут понять, услышать», ― заявил епископ Пармен. Он уточнил, что ранее рекомендовал священнику воздерживаться от публичного изложения спорных суждений на приходе и от имени священнослужителя Русской Православной Церкви. Иерарх считает, что, тем не менее, протоиерей Владимир Головин «был неаккуратен». Он назвал «довольно странными» примеры, которые священник приводил при обсуждении человечества Христа, и заявил, что в прошлом люди, имеющие статус и образование, в том числе стяжавшие в будущем святость, не позволяли себе «выражаться так вот резко». «Многое из того, что он делал, я считаю неправильным. Потому что если человек говорит от Церкви, тем более в сане священника, это обязывает его иметь опыт, грамотность. И рамки приличий, рамки догматического учения он не должен был переступать», ― подчеркнул епископ Пармен. По словам правящего архиерея, священник Чистопольской епархии явился «поводом для соблазна», особенно тех людей, которые недружественно относятся к Церкви и должен отвечать за свое мнение, которое «должно быть только личным». Епископ Пармен обещал вникнуть в финансовую ситуацию, сложившуюся на приходе, где служит священник Владимир Головин. «После огласки я вникну в эти вопросы более глубоко, выясню все на месте, на приходе, где он этим занимается, расспрошу еще раз всех свидетелей, которые могут “за” и “против” сказать. И, полагаю, достойно с этим разберусь», ― сказал архиерей. «Если я получу какие-то рекомендации из Патриархии, то они, разумеется, будут учтены и приняты во внимание, потому что считаю однозначно, что священник, служитель Церкви не имеет права делать соблазнов», ― добавил он.