?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Михаил Тюренков

15 февраля (2 февраля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг сырной седмицы, в народе именуемой «масленицей» (последней из трех недель подготовки к Великому посту, в течение всех дней которой пост отменяется, однако уже не благословляется вкушение мясных блюд). В Русской Православной Церкви сегодня совершается великий двунадесятый праздник Сретения Господня. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», — каждый, кто хотя бы раз был в православном храме на Всенощном бдении, слышал эти евангельские слова. Они принадлежат святому Симеону Богоприимцу, ветхозаветному праведнику, которому Бог даровал очень долгую жизнь (около 300 лет). Для того чтобы этот старец смог встретить Богомладенца Христа и тем самым соединить две эпохи и два Завета: Ветхий и Новый. Но обо всем по порядку. Из Ветхого Завета мы знаем, что после грехопадения и изгнания из Эдема люди жили долго: Адам прожил 930 лет, Авраам — 175, Моисей — 120. Но со временем средние сроки земной жизни приблизились к современным. Так, в одном из псалмов царя Давида есть такие строки: Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет (Пс. 89, 10), что в переводе на современный русский означает: Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет. Но почему же старцу Симеону были дарованы долгие три столетия, которые явно его тяготили? Об этом мы узнаем из Евангелия от Луки и многих апокрифических текстов, общий смысл которых сводится к следующему. Праведный Симеон был одним из тех переводчиков и толкователей, которым в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II поручил перевод Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. И когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то, прочитав слова Се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), решил, что это описка и поспешил исправить слово Дева на «Жена». В этот момент Ангел остановил руку переводчика и сказал, что тот не умрет, пока не увидит Самого Христа. Прошло более двух столетий и однажды, когда старец Симеон находился в Иерусалимском храме, Дева Мария принесла туда Богомладенца (это было на 40-й день после Рождества). Именно этот эпизод и стал центром евангельского повествования. Повествования, символически значимого по той причине, что момент встречи (по-церковнославянски — «сретения») святого Симеона и Господа завершил ветхозаветную историю, лишенную искупительной Жертвы Христа. Так, святитель Феофан Затворник об этом событии написал следующее: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...»