?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Стефан Домусчи.

Все мы за редким исключением знаем своих родителей, воспитаны в семьях и понимаем, что такое семейная жизнь. Но отдаем ли мы себе отчёт в том, что мы совсем не сразу осознали всю глубину наших возможных отношений с родителями. Их любовь к нам или, напротив, их холодность… нашу любовь к ним или наше безразличие. К сожалению, нередко мы живём не задумываясь о жизни и многие вещи для нас естественны, мы их попросту не замечаем. Однако вырастая мы сталкиваемся с иными примерами, узнаем, что семейная жизнь может быть совершенно не такой, к какой мы привыкли, лучше или хуже. И все же, несмотря на разницу наших представлений, на разность опыта мы понимаем, что есть в них нечто общее, что будто бы прирождено человеческим взглядам на семью. В основе этих общих взглядов — любовь, доверие, надежность и взаимопомощь и жертвенность. Может быть, если бы мы не боялись размышлять над своей жизнью, но входили бы в самую суть наших эмоций и отношений, многое в нас было бы другим. Но с сожалению, нередко человек приходит к осознанию подобных вещей тогда, когда ситуация изменяется в худшую сторону. В поисках ответов на возникшие вопросы, люди часто идут в храм, интересуясь, что значит жить по заповедям, и есть ли возможность исправить то, что было разрушено.

Именно этим сложным переживаниям, тому как и почему стоит восстанавливать разрушенные отношения с Богом и друг другом, посвящена притча, которую мы сегодня услышали. Младший сын, потребовав у отца часть наследства, причитающуюся ему по праву, ушел в далекую страну и потратил все, что получил, проводя жизнь в веселье и разврате. Сын не пришел в себя, пока не дошел до крайнего состояния, не сумев остановиться самостоятельно… Наконец, очнувшись, он решил вернуться, не рассчитывая ни на что, желая хоть сколько-нибудь улучшить свое положение. Отец, как мы слышали, встречает его со всей любовью и восстанавливает его поруганное сыновство. Образы, о которых говорит Христос очень яркие и живые. В реальной жизни такие ситуации встречаются нечасто. Кому-то может показаться странным, но сыну, опустившемуся на социальное дно, было проще осознать весь ужас своего положения, чем тому, кто позволяет себе меньше, ведь последнему может казаться, что он еще не так уж плох… А раз не так уж и плох, каяться особенно не в чем. Пожалуй любой из стоящих в храме хоть раз переживал серьезное потрясение от того состояния в котором он себя обнаружил, но зачастую мы стараемся не допускать окончательного падения. Как же быть? Как увидеть в себе героя сегодняшней притчи и так ли это необходимо? Может быть, она лишь для великих грешников? Вчера вечером, на всенощном бдении пелся специальный псалом, 134, называется он по первой строке «На реках вавилонских». Смысл его в том, что уведенные в плен иудеи вдруг осознают на чужбине, что они не могут и не имеют права петь веселые песни, пока оставлен их дом, пока он в пренебрежении и упадке. В псалме не идёт речь о том, что язычники заставляют их приносить жертвы или грешить ещё каким-то образом… Нет, всего лишь спеть песни, повести себя так, как будто нет никакого Иерусалима, и Вавилон — и есть родная земля. Образ этот довольно прозрачен. Он говорит о том, что стать блудным сыном очень легко, достаточно внутренней измены, когда ты живёшь так как будто никакого Бога нет. И вот оказывается, что не надо опускаться на самое дно, становиться развратником или в беспамятстве валяться под забором, можно просто жить так как будто Бога нет, и это уже будет тяжелым заблуждением… Предстоящий пост, а ведь притча рассказана именно в его преддверии, оказывается для нас временем, в которое мы в своих мыслях и чувствах, в своих горестях и радостях должны вернуться к Богу, к как Отцу небесному, который ждет нас, и всегда готов выйти к нам на встречу.