?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Слова, которые мы только что услышали, были произнесены Христом Спасителем во дворе иерусалимского храма. В позднейших преданиях сообщается, что в женском дворе стояли тринадцать сокровищниц для даров, к которым имели доступ не только женщины, но и мужчины. Богатство храма выставлялось напоказ, и наверняка среди служителей были неблагонамеренные люди, которые приворовывали из этих сокровищниц. Во всяком случае, исследователи утверждают, что дело обстояло именно так, что были нарекания по отношению к этим людям. Женщина, которую евангелист Лука называет бедной вдовой, была настолько бедна, что у нее вообще отсутствовали какие-либо средства, и она была вынуждена просить милостыню, чтобы прокормиться. На это указывает использованное апостолом Лукой греческое слово, которое означает фактически нищего человека. Несомненно, что евангельская вдова знала о возможных злоупотреблениях, но она не дала подозрениям победить веру. Веру в Бога и Богу, а не в храмовых служителей. И Христос Спаситель отметил эту ее жертву. А раз жертва обратила на себя внимание Бога, то она достигла цели, вдова получила самую великую из всех возможных наград. Ту награду, ради которой и вокруг которой строится вся наша христианская жизнь, в надежде на которую люди идут в храмы, а особо отчаянные ныряют в ледяные проруби посреди зимы. Мы непрестанно молимся об этой награде, о том, чтобы Бог принял нашу жертву и помянул нас во Царствии Своем. В Евангелии Христос не говорит, что одно лишь молитвенное воззвание без сопутствующих дел веры может дать такой результат. И Он указывает, какие именно должны быть дела. Мы не находит среди этих дел экстремального купания или же многочасовых молитв. Но мы постоянно слышим о милосердии, милости и милостыне. Они невозможны без молитвы и веры, они естественный плод упования на Бога и доверия Ему. Как бы нам ни хотелось, но Священное Писание невозможно прочитать иным образом, уж слишком ясно оно говорит о том, что без милостыни не будет награды, а милостыня, по мысли святителя Иоанна Златоуста, определяется не величиной принесенного, но усердием принесшего. Постараемся помнить об этом, не входить в общение с теми помыслами, которые уверяют нас, что за нищими прячутся жулики, что в храмах одни обманщики и что у нас слишком мало средств для того, чтобы делиться ими. Ведь мы прекрасно понимаем, кто стоит за этими мыслями. За ними не Христос, потому что Христос предельно ясно и неоднократно озвучил Свое отношение к этому вопросу.