?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов

Все исследователи и толкователи Евангелия обращают внимание на схожие места в различных Евангелиях, внимательно изучают все подробности и на их основании делают выводы, в той или иной степени полезные для практики духовной жизни. Заповеди блаженств повторяются в Евангелии два раза. Более полную форму они имеют у евангелиста Матфея, евангелист Лука приводит лишь четыре заповеди из девяти. В Евангелии от Матфея сказано, что заповеди были произнесены на горе, а в Евангелии от Луки обозначена иная локация: некое ровное место. Часть исследователей пытается свести два повествования в одно, и как следствие получается, что перед нами две версии одного и того же текста. А другие исследователи видят два независимых друг от друга повествования. Конечно, эта научная дискуссия никоим образом не влияет на ценность заповедей для духовной жизни. Но в формулировке самих заповедей у двух евангелистов есть существенное различие. По сути, апостолы Матфей и Лука не просто по-разному расставляют акценты. В этих двух повествованиях логика речи Христа Спасителя оказывается различной. Заповеди блаженств в изложении апостола Луки можно суммировать следующим образом: блаженны те, кто страдает сейчас, потому что в будущем они получат воздаяние. Блаженны те, кто страдает от нищеты и голода в буквальном смысле. Без каких-либо возвышенных оговорок, переносных и скрытых смыслов. В последующих стихах Евангелия от Луки эти люди противопоставляются тем, кто ни в чем не нуждается. Не случайно в версии апостола Луки и к голодным, и к плачущим добавлено слово «ныне», указывающее на временный характер страданий и косвенно — на то, что воздаяние за страдания наступит не ныне, а, судя по всему, уже за порогом смерти. Именно там, в Царстве Божием, нищие удостоятся Царства Небесного, голодные насытятся, а плачущие будут смеяться. Апостол Матфей на первое место выводит не страдание, за которое человек получит воздаяние в будущем, а приобретение человеком суммы духовных и нравственных качеств для достижения блаженства. Слово «ныне» в Евангелии от Матфея отсутствует, и награда за страдание совсем не обязательно относится исключительно к посмертной судьбе человека: само наличие у человека перечисленных нравственных качеств делает его блаженным уже здесь и сейчас. Суммировать эти два повествования довольно просто, ведь у них один Автор. И Его слова в изложении любого из евангелистов говорят об одном: о том, что ни у кого нет возможности приобрести блаженство как высшую форму счастья за счет каких-либо материальных ресурсов. О том, что блаженство не имеет ничего общего с тем, к чему привык стремиться человек, что оно вне всего сотворенного и что у него единственный Источник и Гарант — Сам Бог.