?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов

Убежден, что мне очень повезло: я никогда не видел своими глазами, как люди умирают от голода. Нет, безусловно, я знаю, что в современном нам мире такое бывает и в некоторых регионах голодная смерть — массовое явление, но лично мне не приходилось сталкиваться с этим ужасом. Вообще, голод нельзя назвать актуальной проблемой современных развитых обществ, к одному из которых нам посчастливилось принадлежать. У нас другие заботы, у нас совсем иные трагедии, большинство из которых настолько мелки и комичны в сравнении с голодом, что о них нет смысла и говорить. Но мы помним, что совсем недавно продуктовое изобилие было утопической мечтой. И казалось, что если решить эту проблему, то наступит всеобщее благоденствие. Голод поражал целые селения не только в каком-нибудь Египте, Сомали или же в пустынных районах Палестины, но и во вполне благополучных Италии и Греции. Голод преследовал человечество. О нем неоднократно упоминает Священное Писание. Оно упоминает о голоде и сегодня. Христос говорит, что блаженны алчущие ныне, ибо они насытятся. Вообще, насыщение голодных было сокровенной мечтой и грядущим благословением мессианской эры. Мы можем вспомнить, что еще праотцу Аврааму была обещана Богом в вечное наследие земля, в которой течет молоко и мед. То есть земля, в которой потомки Авраама не будут знать, что такое голод. Действительно, земля Палестины отличается особым плодородием, и она очень комфортна для проживания. И действительно, данное Аврааму обещание было исполнено. Но и на этой земле возможен голод, об этом можно прочитать и в книгах Ветхого Завета, именно на фоне голода в Палестине совершает свое служение пророк Илия. Церковь понимает слова Ветхого Завета о необычайной земле в том числе и как прообраз будущего Небесного Царства, в котором не будет никакой нужды, никакой болезни, никакой печали, где человек будет абсолютно свободен от безусловно необходимой в рамках нынешней жизни борьбы за выживание. Слова Христа Спасителя ставят рамки для этой борьбы. Его слова нельзя понимать как призыв к искусственному голоданию для достижения блаженства в жизни будущего века. Его слова о другом, и их необходимо понимать в контексте всей шестой главы Евангелия от Луки, фрагмент которой сегодня нашему вниманию предлагает Церковь. В этой главе Христос противопоставляет голодных в настоящее время и пресыщенных. А чем отличается пресыщенный от просто сытого и благополучного? Тем, что пресыщенный буквально сходит с ума от того, что имеет, и при этом не хочет или из-за особенностей мироощущения не может делиться лишним с теми, кому это жизненно необходимо, с теми, кто не имеет самого необходимого для выживания. Получается, что Своей речью из Евангелия от Луки Христос ставит ограничение: отрицательные последствия будет иметь не сытость и умение жить, а забвение нужд других людей и, как следствие, забвение Самого Бога.