?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим, как святой Иоанн Предтеча зовет народ придти очиститься, изменить свою жизнь и креститься во Иордане. И вот среди всех этих грешников, пришедших покаяться, чтобы сделаться способными к принятию Мессии, является Сам Господь и просит крещения. Нам трудно представить себя на месте Предтечи. Но ясно, что он должен был пережить большее, чем просто потрясение. Он просто не мог ничего понять. Разве не возвещал он: «Идущий за мною стал впереди меня, я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1, 27). А теперь Тот, Кто открывается ему как Господь, просит у него очищения как обыкновенный грешник. Иоанн пытается противиться: «Мне надобно креститься от Тебя», — говорит он. Но Господь отвечает: «Оставь теперь. Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Так Господь начинает Свое служение. Этими словами Он приводит в замешательство величайшего из пророков, которому внезапно предстоит войти на новой глубине в тайны Писания: «Мои мысли не ваши мысли, Мои пути не ваши пути». Мы, христиане, вместе со всеми святыми Церкви Божией двадцати веков, видим сегодня это событие в свете Боговоплощения в Духе Святом. Бог стал Человеком — истинным, совершенным Человеком — до конца. Тем, Кто, будучи безгрешным, отождествляет Себя с самым грешным из нас. Он отождествляет Себя со всем человечеством. «Се, Человек», — услышим мы в Его крестный час. Господь представляет каждого из нас и в то же время все человечество. И это человечество нуждается в очищении. Господь с самого начала показывает нам, что Он до конца един с грешным человечеством, которому Он пришел дать обожение. Только Им, с Ним и в Нем может быть очищен род человеческий.

И это — непостижимая тайна. Предтеча ждал, как и все его современники, Мессию, исполненного силы и славы. Но с самого начала Господь показывает, что Он отказывается играть эту роль победоносного земного Мессии. Смысл и цель Его пришествия — совершенно иные. Речь идет совсем не о том, чтобы восстановить земное царство Израиля и вернуть ему славу былых времен. Речь идет о бесконечно большем. Начинается новое творение. Начинается новый союз между Богом и человеком. Все Писание наполняется новым смыслом. Небеса отверзаются, и это означает переход от земли на небо. Между небом и землей течет река, в которую входит Господь. Дух Святой сходит на Него в виде голубя. И в наших сердечных глубинах звучат слова Откровения о первом творении: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1—2). Дух Святой сходит на Господа и являет Его. Дух Божий сходит на новое человечество и являет его. Начинается Новый Завет. Человечество входит в жизнь Пресвятой Троицы. Крещение Господне — Богоявление. Не просто явление, что Христос есть истинный Бог, но явление Пресвятой Троицы. Слово, ставшее плотью, присутствует здесь, Дух Святой сходит на Него и слышится глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Потому это и явление подлинного человечества.