?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий

Перед нами евангельский отрывок, который содержит в себе так называемое двойное пророчество. С одной стороны речь идет об осаде Иерусалима и разрушении Храма. Слова Спасителя исполнились буквально. В 66 году иудеи подняли восстание против Рима. В ответ империя направила в Палестину карательную экспедицию. И в 70 году римский полководец и будущий император Тит взял Иерусалим. Храм горел в течение 10 дней. После храмовая гора, на которой все еще оставались руины постройки, была распахана, так что в буквальном смысле там не осталось камня на камне. Около ста тысяч жителей столицы были уведены в плен. Но не только об этом говорит Господь. Он еще предсказывает о конце человеческой истории. Суть слов Спасителя в следующем: однажды этот мир в том виде, в котором мы его знаем, прекратит свое существование. Христос придет опять, но теперь уже не как странствующий проповедник, а в окружении несметного войска ангельских сил, как Владыка и Царь Вселенной. Что мы должны знать об этом событии, исходя из этого отрывка? Во-первых, когда оно произойдет нам неизвестно. Господь нигде не указывает его точной даты? Более того, своим ученикам он говорит: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Войны, землетрясения, голод и другие бедствия, не являются характеристикой какой-то одной эпохи, они сопровождают человечество на протяжении всей его земной истории. Причина такой неопределенности очевидна. Скрывая времена и сроки, Господь желает, чтобы мы возрастали в доверии к Нему. Ведь эта неопределенность создает особое напряжение, в котором Церковь живет с первых веков. Это своеобразная энергия, которая не позволяет нам раскиснуть, опустить руки и отложить христианскую жизнь в сторону; особый стимул в большей степени думать о горнем, нежели о земном. И еще один важный момент. Несмотря на грозный и даже драматический пафос пророчеств, обращает на себя внимание одна деталь. Христос призывает своих слушателей не ужасаться, потому что все это лишь «начало болезней». Русский перевод не вполне точно передает мысль греческого оригинала. В подлиннике стоит выражение «начало родовых мук». Господь сравнивает те бедствия и страдания, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории, с терзаниями рожающей женщины. Оказывается, все наши скорби — всего лишь родовые схватки и потуги, которым, как говорит Спаситель, надлежит быть, и которые предваряют нечто великое и прекрасное. Ведь как женщина в боли и страдании рожает дитя, а потом испытывает радость материнства, так и человечество в муках и тоске по своему Творцу рожает новый мир, чтобы после испытать радость полноты Богообщения.