?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Сегодняшний евангельский отрывок начинается с парадоксального призыва. Христос говорит, что Его ученики должны быть в одно и то же время мудры и просты. Обычно эти два качества противопоставляются друг другу. Либо мудрость, либо простота. Как и любой другой парадокс в словах Христа Спасителя, эта мысль была предметом живого интереса со стороны толкователей Евангелия. И среди толкований нет какой-то основной магистральной линии. Особенно это касается змеиной мудрости. К примеру, святитель Василий Великий замечал, что змеи в определенное время стаскивают с себя старую кожу. Они протискиваются через тесное место, так, чтобы со всех сторон их тела были зажаты и таким образом обновляют свой кожный покров. В этом святитель Василий видел подобие того тесного пути, по которому должны идти христиане в своей жизни. И который помогает совлечься ветхого человека «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24) так, как сказал об этом апостол Павел. В рамках высказанного святителем Василием толкования становится понятно и дальнейшее. Тот факт, что христиане будут подвергаться гонениям, сами гонения и притеснения — неотъемлемый элемент тесного пути. Соответственно, змеиная мудрость здесь в том, чтобы не пытаться уклониться от этого пути.

Но есть и иные прочтения. Так, преподобный Амвросий Оптинский писал, что мудрость змеи состоит в ее старании при нанесении ударов укрыть свою голову. А христианин, по мысли того же святого, должен всеми силами оберегать свою духовную голову, то есть веру во Христа и Его учение, которое возвещает всем ищущим спасения тесный и прискорбный путь. Можно представить, что змее не всегда легко дается уклонение от ударов в голову. Христианам тоже не всегда легко сохранить веру. И дело здесь не только в окружающем обществе, в обилии самых разных альтернативных учений, которые зачастую довольно необременительны с нравственной точки зрения и которые кажутся довольно привлекательными, ведь мы видим, что многие живут по ним и, в общем-то, живут неплохо. Помимо всего этого, есть для христиан и еще более серьезный вызов: он в информационном шуме. Мы можем что угодно фантазировать на эту тему, но молиться можно только в тишине. Только тогда, когда человек находится один на один с Богом. А уединиться становится все сложнее и сложнее. Многим это сделать не позволяет работа, которая требует быть постоянно на связи. Кому-то не дает уединиться окружение. Кто-то просто не может себя нормально чувствовать без постоянного мониторинга экрана телефона. И у каждого из нас есть оправдания невозможности остаться наедине с нашим Творцом. Конечно, мы пытаемся как-то хитрить: читаем молитвы в метро и слушаем их в автомобиле или же во время прогулки. Вроде бы совесть чиста, молитвенные тексты так или иначе освоены. Вот только нет ожидаемого эффекта: дух не становится мирным, мысли ясными, а в душу не приходят радость и любовь к Богу и Его творению. Это вполне закономерно. Если мы будем подобным образом, на бегу и походя, общаться друг с другом, с теми, кого любим, то от любви ничего не останется. Любовь подразумевает хотя бы краткое личное общение без какого-либо отвлечения. И для того, чтобы найти возможность для такого общения нужна та самая мудрость, о которой говорит Христос.