?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: иеромонах Феоктист Игумнов.

Из контекста евангельского повествования вытекает, что искушения Христа Спасителя в пустыне — это необходимая часть общественного служения, это часть того, ради чего Он пришёл и принял плоть от Девы. Христос в рамках Своего служения начинает с того, с чего начинается сознательное христианское восхождение любого христианина. И начиная так, Он даёт образ и пример всем поколениям Своих учеников. Евангелист Матфей со всей очевидностью показывает, что центральным моментом всех искушений является предложение отстраниться от Бога. И ни для кого не секрет, что на фоне всего того, что составляет первый план нашей жизни, Бог чаще всего воспринимается как нечто второстепенное, а иногда и как что-то лишнее и даже мешающее. Его поддержка не всегда очевидна, а Его требования кажутся несоответствующими тому, что Он даёт за их исполнение здесь и сейчас. При таком положении дел совершенно естественным кажется стремление навести порядок в мире собственными силами. То есть жить не признавая реальность Бога или же признавая ее с определенными оговорками, жить без вхождения в общение с Богом, а по собственному усмотрению, признавая окружающую материальную действительность как подлинную и единственную реальность, а Бога отодвигать в сторону как некую иллюзию — это и есть искушение, которое никуда не делось, которое было всегда, скрываясь под разными личинами, и оно несёт в себе самую главную и серьёзную угрозу. Одной из особенностей этого искушения является его «благовидность»: оно не содержит в себе непосредственного призыва ко злу, это было бы слишком примитивно. Оно как будто бы призывает к лучшему: отказаться наконец от иллюзий и обратить все силы на исправление мира. К примеру, вместо храмов строить детские сады и больницы. Или же начать бороться за бережное отношение к природе, к животным, бороться за достойные человека условия труда и жизни. Это искушение, ко всему прочему, претендует на то, чтобы показать подлинную реальность: реально то, с чем мы реально повсеместно имеем дело, — власть и хлеб; в сравнении с этим все связанное с Богом кажется нереальным, вторичным и, по существу, ненужным. Христос сумел преодолеть это искушение. А сможем ли мы сделать то же самое?