?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Димитрий Барицкий

В том отрывке, который мы только что услышали, представители религиозной элиты евреев задают Христу вопрос: можно ли правоверному иудею платить налог в пользу Рима. Вопрос с подвохом. При его помощи они стараются поставить Христа в тупик, как бы мы сейчас сказали, поймать Его на слове. Дело в том, что динарий, римская монета, которая использовалась для уплаты налогов захватчикам, имел на себе образ императора Тиберия. Хождение этих монет в Палестине возмущало иудеев, которые боролись за политическую независимость своей родины. Ведь в древнем мире кто чеканит монету, которая используются на определенной территории, тот и владеет этой территорией. То есть это знак политической власти Рима. Кроме того, надписи, которые были на обеих сторонах этой монеты, говорили о том, что Тиберий — это сын бога и первосвященник. Это примешивало к политическим волнениям религиозные мотивы. Война за независимость становилась священной войной. Итак, согласившись, что кесарю, то есть цезарю, позволительно платить дань, Христос сразу стал бы ненавистен всему народу, превратился бы в глазах религиозных евреев не только в изменника, но и в богохульника. Но и другой ответ поставил бы Спасителя в невыгодное положение. Если бы Он ответил, что дань платить не следует, уже римляне пытались бы схватить Его как мятежника, который призывает к бунту, и, наверняка, предали бы смерти.

Получается вилка: или бунт или раболепство и предательство веры и родины. Вот перед каким выбором поставили недруги Христа. Однако Своим ответом Господь показывает, что решение этого вопроса лежит совсем в иной плоскости. Отдавая монету цезарю, мы всего лишь отдаем ему то, что и так принадлежит ему по праву сильного. Здесь ничего не поделаешь. Ведь его власть над Палестиной — объективный факт. Точно такой же, как тот, что на всех нас давит атмосферный столп, и мы, по сути, заложники, как внешних порой недружественных нам природных условий, так и немощей собственной природы. Важно то, что обязанность платить дань всем этим кесарям, никак не препятствует истинному богопочитанию. Можно признавать власть Рима и быть при этом праведным человеком. Всем нам Господь напоминает, что человек много глубже, чем он сам о себе порой думает. Есть такие сферы в нашем существе, на которые не распространяется никакая внешняя власть, и доступ в которые можно получить лишь с нашего свободного согласия. Это область наших отношений с Богом, область духовной жизни. И не следует эту жизнь редуцировать до уровня социально-политических отношений. Проблемы духовного порядка невозможно решить единственно за счет какой-либо внешней активности, общественных реформ или же военных переворотов. Избавление от каких бы то ни было внешних несвобод не поможет нам обрести истину и сохранить себя для вечности. А потому не будем переживать, что обстоятельства жизни обложили нас тяжкой данью. Возвращая налог кесарю, сосредоточимся, на главном. Постараемся отдать Богу то, что принадлежит только Ему, свой ум, свое сердце, свою бессмертную душу.