?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Димитрий Барицкий

Саддукеи, о которых мы услышали в сегодняшнем Евангельском отрывке, были влиятельной религиозной партией в рамках иудейской религии. В отличие от фарисеев, основное ядро которых формировалось из представителей среднего класса еврейского народа, члены саддукейской партии были исключительно аристократами. Они пользовались неограниченной властью и поддержкой Рима, занимали большинство мест в Синедрионе, правящем религиозно-политическом органе Израиля, многие из них были первосвященниками. В отличие от фарисеев, которые были ближе к простым и людям и религиозные воззрения которых были проще и доступнее простому человеку, богословие саддукеев испытало на себе сильное влияние греческой философии. Поэтому оно отличалось схоластическим, чересчур абстрактным характером. Так, саддукеи отрицали участие Бога в повседневной жизни. Не верили в воскресение мертвых. Были против идеи существования духовного мира, то есть ангелов и демонов. Но самое главное — они утверждали, что душа умирает во время смерти человеческого тела, следовательно, загробной жизни не существует, как не существует и посмертного воздаяния. Иными словами, саддукеи были религиозные рационалисты и даже, как бы это странно не прозвучало, материалисты. В споре с другими богословами, особенно с фарисеями, они разработали довольно стройную и логически выверенную аргументацию своих воззрений, которую подкрепляли разного рода примерами. Один из таких, о жене и семи братьях, они и приводят Христу. Спаситель не предлагает саддукеем никаких рациональных контраргументов. Не вступает с ними в бессмысленные словопрения. Он просто упрекает их в том, что они не знают, что такое сила Божия. Иными словами, у них отсутствует опыт богообщения. Действительно, когда ум человека лишен Божественной благодати, он мыслит в той системе координат, в которой ответить на все подобные вопросы и не угодить в ловушку, совершенно невозможно. Какой бы стройной не была аргументация, они всегда приведет к неверным выводам. Это словно судить об очертании материка, находясь в темной глубокой пещере. В результате мы имеем очень плоскостное, ущербное восприятие как этого мира, так и духовной реальности. Христос же смотрит на проблему под иным углом, с более глубокой перспективы. С высоты Своей мудрости Он с легкостью разрешает все противоречия. Он показывает, что, оказывается, нет никакой проблемы. Просто у кого-то не хватает духовного опыта и мудрости, чтобы увидеть ответ, который лежит в совсем иных плоскостях. Для нас это важный и полезный урок. Ведь каждому известно состояние, когда собственного опыта для решения сложной задачи недостаточно: те варианты, которые приходят на ум, ведут в тупик. Единственный выход, который у нас есть — наладить внутренний диалог с Тем, Кто в ответ на просьбы может дать нам Свою благодать. Лишь эта сила способна поднять нас над ситуацией. Помочь увидеть проблему в ином свете, в иной перспективе. Только получив этот благодатный опыт, наша душа окажется способна самостоятельно родить верный ответ на мучающий ее вопрос.