?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В миру Никаноров Василий Варсонофьевич, родился 30 января 1855 года в селе Кирюге Кирилловского уезда Новгородской губернии семье псаломщика Ротковской Троицкой церкви. В 1871 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1877 году ― Новгородскую духовную семинарию первым студентом, в 1881 году ― Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1 августа 1881 года определён преподавателем Священной истории и помощником смотрителя в Белозерское духовное училище. Преподавал также географию. Любил учащихся, постоянно заботился о них, хлопотал об одежде и обуви для бедных учеников, нередко тратил на эти цели свои средства. Ревизия 1882 года отозвалась о нем как о хорошем педагоге. 25 апреля 1884 года назначен преподавателем и инспектором Новгородской духовной семинарии при условии пострижения в монашество. Постриг должен был совершить архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов). 15 июня того же года пострижен в монашество с наречением имени Тихон. 8 июля того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 10 числа того же месяца ― в сан иеромонаха. 6 декабря 1888 года возведен в сан игумена. 25 декабря 1890 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской духовной семинарии. С 21 января 1891 года ― настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 2 февраля 1892 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали в Москве: митрополит Московский Леонтий (Лебединский), преосвященный Нестор (Метаниев), член Московской Св. Синод. Конторы, епископ Дмитровский Александр (Светлаков) и епископ Христофор (Смирнов), настоятель Новоиерусалимского монастыря. С 20 августа 1899 года ― епископ Полоцкий и Витебский. С 4 июня 1902 года ― епископ Пензенский и Саранский.В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904). В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой, а 31 июля того же года стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 25 июня 1912 года ― епископ Калужский и Боровский. 13 мая 1913 года возведён в сан архиепископа с назначением Воронежскую и Задонскую кафедру. 8 июня 1917 года за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917‒1918 годов в Москве. 3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев. В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Благовещенском Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста. 9 января 1920 года, на третий день Рождества Христова, было совершено страшное надругательство: во время совершения Литургии группа красноармейцев вошла через Царские врата в алтарь Благовещенского собора. Их главарь, закурив папиросу от семисвечника, сел на Престол и объявил решение «пролетариев»: архиерей как монархист и пособник белогвардейцев должен быть ликвидирован. Тут же приговор был приведён в исполнение. Архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах монастырского Благовещенского собора. В течении двух месяцев тело запрещали хоронить. Только 2 марта 1920 года отпевание и погребение было совершено викариями ― епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении епископа Новохоперского Модеста (Никитина). Погребен в склепе Благовещенского собора Митрофанова монастыря. В августе 1956 года, после разрушения коммунистами Благовещенского собора, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря. Добрый человек. Проповеди говорил просто и доступно. По свидетельству келейника, протоиерея Иоанна Житяева, Владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм... К нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре». Был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года. Тропарь, глас 5: Подвигом добрым свидетельства Христова подвизался еси, / течение земнаго пути предивно скончав, / веру истинную непорочно соблюл еси, / нивочтоже вменив козни духа вселукаваго, / священномучениче Тихоне всебогате, / моли Подвигоположника Христа подати нам крепости духовныя / во спасение душ наших. Кондак, глас 2: Тихостию Божественного Духа украшен еси, / шествовал путем архипастырского служения, / яко добрый Пастырь душу свою за овцы стада Христова положил еси, / кровию своею аки живительною влагою землю Воронежскую напоив, / указал еси нам верен путь ко спасению, / по немуже шествовати неуклонно ны научи, / Тихоне священномучениче преславне. Величание: Величаем Тя,/ священомучениче Тихоне,/ и чтем честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия\ претерпел еси.

Метки: