?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: П. А. Юнгеров; А. П. Лопухин

2024 Увещание к целомудрию. Совѣты слѣдовать мудрости и ея благамъ. 20. Сынъ мой! храни заповѣди отца твоего и не отвергай завѣтовъ матери твоей. 21. Навяжи ихъ навсегда на душу твою и обвяжи ими [слову «ими» въ греч. нѣтъ соотвѣтствія] шею твою, 22 когда ты пойдешь, веди ее [подъ словомъ «ее», слав ю, греч. αὐτὴν, очевидно, разумѣется здѣсь мудрость — σοϕία, или заповѣдь — ἐντολὴ, упоминаемая въ 23 ст.], и она будетъ съ тобою, а когда будешь спать, она охранитъ тебя, чтобы, когда пробудишься, бесѣдовать съ тобою. 23. Потому что заповѣдь закона свѣтильникъ и свѣтъ, а обличеніе и наученіе — путь жизни, 24 чтобы охранить тебя отъ замужней женщины и отъ лукавства языка чуждаго. Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь, как и в начале книги (см.: Притч 1:8) делает нарочитое увещание к ученику помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них: Сы́не храни́ закóны отцá твоегó, и не отверзи наказáнiя (наставления) мáтере твоея́ (ст. 20). Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее, родительские заветы: навяжи́ же я́ на свою́ дýшу при́сно, и обяжи́ я о своéй вы́и (ст. 21), которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских: Внегдá хóдиши води́ ю́ (её) и съ тобóю да бýдетъ, егдá же спи́ши, да храни́тъ тя́, и востáющу ти́ глагóлетъ съ тобóю (ст. 22), ибо таково свойство переданных родителями заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека: Занé свѣти́льникъ зáповѣдь закóна и свѣтъ, и пýть животныи обличéнiе, и наказáнiе (ст. 23), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, то есть прелюбодейной женой: éже сохрани́ти тя́ от жены́ мужáты, и от наваждéнiя язы́ка чýждаго (ст. 24). 2535 Предостережение от соблазнов прелюбодейной жены. Послѣдствія распутства. 25. Сыне! [въ греч. нѣтъ соотвѣтств. славянскому: сыне] да не побѣдитъ тебя пожеланіе красоты, да не уловленъ будешь очами твоими и да не увлеченъ будешь рѣсницами ея. 26. Ибо цѣна блудницы есть цѣна одного хлѣба, а замужняя жена уловляетъ драгоцѣнныя души мужей. [Блудница довольствуется матеріальнымъ (иногда небольшимъ) вознагражденіемъ, а замужняя (прелюбодѣйка) губитъ духовно людей, увлекающихся ею.] 27. Возьметъ ли кто огонь въ пазуху и не сожжетъ ли онъ (своей) [оскобленному слову нѣтъ соотвѣтственнаго чтенія въ греческомъ текстѣ] одежды? 28. Или пройдетъ ли кто по горячимъ углямъ и не обожжетъ ли онъ ногъ? 29. Такъ вошедшій къ замужней женщинѣ не останется безъ вины, а равно и всякій прикасающійся къ ней. 30. Не удивительно, если пойманъ будетъ какой либо воръ: онъ воруетъ, чтобы насытить алчущую душу; 31 но если будетъ пойманъ, то заплатитъ всемеро и все свое имущество отдастъ, чтобы избавить себя. 32. Прелюбодѣй же, по скудости ума, готовитъ погибель душѣ своей, 33 болѣзни и безчестіе понесетъ онъ, а позоръ его во вѣки не загладится, 34 потому что ярость мужа ея полна ревности и не пощадитъ въ день мщенія, 35 не обмѣняетъ вражды ни на какой выкупъ, и не примирится за большіе дары. Теперь, в ст. 2535, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю психологическую и внешнюю фактическую сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего Премудрый предостерегает от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности: Сы́не, да не одолѣетъ ти пóхоть чýждая добрóты (не пожелай красоты ее в сердце твоем), ни уловлéнъ бýди очи́ма твои́ма. Нижé да восхи́тишися от вѣи ея (да не увлечет она тебя ресницами своими; ст. 25). В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия не пожелай жены и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (см.: Мф 5: 28). Упомянув далее о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество, но и честь и доброе имя: Цѣнá бо любодѣйцѣ яко еди́наго хлѣба (потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба), зане женá мýжемъ честны́мъ душá уловля́етъ (ст. 26), Премудрый далее  выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям: Ввя́жетъ ли ктó óгнь въ нѣ́дра, ри́зъ свои́хъ не вожжéтъ ли, или́ наступитъ ктó на ýглiя óгнена нóгу же свою не ожжéтъ ли? Тáко иже вшéдъ къ женѣ́ мужáтѣ, не безъ муки бýдетъ нижé прикасáяся éй (ст. 2729; оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого. В ст. 3032 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод): Не ди́вно áще ктó впадетъ крады́и, крáдетъ бо да насы́титъ дýшу свою́ áлчущу, напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву), собственно впятеро или вчетверо; всемеро здесь: áще же впадетъ искупи́тся седми́цею (ст. 31) круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире: и все имѣ́нiе дáвъ избáвитъ себé, то есть даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. А прелюбодѣй за скýдость умá поги́бель души́ своéй содѣвáетъ 3335. Болѣзни же и досажденiе терпитъ, тогда поношéнiе егó  въ вѣ́къ не потребится. Испóлнь бо рвéнiя я́рости мýжу ея́, не пощади́тъ въ дéнь судá, не измѣни́тъ ни еди́ною мздóю вражды́, нижé разрѣши́тся мнóгими дарми́. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом. Глава 7, 1. Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию мудрости. Советует хранить заповеди мудрости. Сы́не храни́ моя́ словесá, моя́ же зáповѣди сокры́й въ себé (у себя). Сы́не, чти́ Гóспода, и укрѣпи́шися, развѣ же (кроме) Егó не бóйся инóго (никого). Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними подобными же вводными замечаниями Премудрого.